Click to view
Шоком было то, что фильм оказался на итальянском с русскими субтитрами, и размер экрана был 4:3, как в старых фильмах итальянских неореалистов. Первое как-то некомфортно по началу, но к концу фильма воспринимаешь звук как-то интегрально, и итальянский не мешает, его уже просто не замечаешь к середине фильма, а это наоборот звучание языка дает особый насторой и оставляет правильный привкус, что-ли.
Вообще, если рассматривать этот фильм как пищу духовную, то я бы сравнил его с лазаньей с бокалом хорошего итальянского вина. В лазанье этой намешано слоями очень многое: мяса различных тварей земных и небесных, перемежающимися грубыми плитками твердой сортов южной пшеницы, а вино терпкое и насыщенное, оставляющее долгое послевкусие. А изображение на экране 4;3 определяет тот самый формат фильма, состоящий из микса постмодерстких цитат и мыслей самого автора. Первые кадры с пыльными ногами в сандалиях и желтая дорога с торчащим кипарисами, думаешь, батюшки, дывысь, да то ж Паоло Пазолини. Грех ли это впомнить еще разок Евангелия от Матфея и, конечно, Декамерон? Не думаю. Тут можно конкурс объявлять на то, кто всего больше в этом скрытых аллюзий найдет. Там даже супруга автора, Юлия в виде леонардовской дамы с горностаем предстала на пару минут. Но автор собственно работает на итальянском материале, отвечая на вечный вопорос пушкинского Сальери: " гений и злодейство две вещи несовместные ..Неправда: А Бонаротти? или это сказка. Тупой бессмысленной толпы - и не был. Убийцею создатель Ватикана?"
В контексте этого русского вопроса , мне показалось, Андрей Сергеевич , замечательным образом обрабатывает в скрытых цитатах ( но бережно, и не столь нарочито как Пазолини) тезку Андрея Тарковского. Тут и его Cталкер с Ностальгией с их одинокой собакой в развалинах и, конечно, Андрей Рублев: под конец фильма он показывает скульптуры Микельанжело, только не в цвете, как Тарковский иконы, а в черно-белом колере.
Ну и очень удачный выбор главного героя -артиста.
( эти фото я из фейсбука Кончаловского увел). Надо сказать , что тут режисер просто совершенно точно подобрал и типаж под Микельанжело, и показал в нем один из итальянских типов итальянцев, совершенно не ожидаемых для русского воприятия. Именно такие сухие, немногословные,жесткие,иногда и жестокие, но эффективные северно-итальянские менеджеры-криэтеры реально существуют и сейчас. Ниже фото - просто копия одного моего итальянского босса-коллеги. Жаль он российские фильмы не смотрит.
в общем фильм понравился, о нем хочется вспоминать и спустя нелелю после просмотра.
Почитаю про Микельанжело, пересмотрю фильмы Пазолини.