Dec 22, 2015 13:18
Не люблю когда анализируя творчество говорят оборот "у него ещё не". Например:"Он начал уходить от тональности, но ещё не совсем освободился от мажоро-минорной системы" (о Бартоке), или "Он ушёл от тональности но в формообразовании ещё не преодолел классическое мышление" (о Шёнберге). Это вроде бы называется историческим подходом, но такой подход психологически умаляет значение открытия творца и не даёт ощутить его актуальность времени. Понятно, что с нашей колокольни видно, что свободный консонанс требует новых форм, но тогда было достаточно и освобождения ладовой структуры, и это было Ого-го, if you know what i mean. Мне кажется, изучая творца, надо больше отталкиваться от условий и времени в котором он творил, прицельно рассматривать творчество во взаимосвязях со средой. А дистанцированность исторического подхода превращает всё в какой-то сухой конвейер музыкальной истории, смазывая образ творца.
заметка,
музыка,
music,
субъективное