Оригинал взят у
mondios в
«Монашеское право» (1): органы управления монастыряВ связи с обсуждением Проекта «Положения о монастырях и монашествующих» на
Богослове.Ру опубликую в журнале некоторые наиболее актуальные разделы из готовящегося к изданию русского перевода 4-го тома свода канонического права греческого канониста П. Панайотакоса, посвященного монашескому праву: Π. Παναγιωτάκος. Σύστημα τοῦ Ἐκκλησιαστικοῦ Δικαίου, τόμ. Δ'. Τὸ Δίκαιον τῶν Μοναχῶν. Ἀθῆναι 1957. Здесь размещён раздел, касающийся органов монастырского управления. Хочу заметить, что труд Панайотакоса представляет собой научно-каноническое исследование, поэтому его отношение к разработке монастырского устава может иметь лишь вспомогательный характер.
а. Киновиальные монастыри
1. Главные органы управления
§ 73. Древнее монашеское устроение в качестве модели системы организации монастырского управления и использования правящей власти приняло монархическую систему.
а) Первые организаторы монашеского жития, желая достичь более полного управления в киновии и, в то же время, более точного соблюдения в ней монашеской дисциплины и порядка, в качестве одного из самых надежных средств хранения и усовершенствования монашеских идеалов избирают поставление во главе монашеского братства одного настоятеля.
Имеющий основополагающее значение завет свт. Василия Великого гласит: «началовождем в благообразии жизни да будет поставлен один»
[1]. Это авва
[2], духовный наставник монашеского братства, отец монастыря, своим примерным житием являющий образец подвига в монашеских установлениях
[3], имеющий одно мнение и суждение по любому духовному, каноническому или практическому вопросу
[4]. Поэтому он и называется настоятелем, предстоятелем и пр. (ἐφεστώς, προεστώς, προκαθεστώς, προϊστάμενος, προστατεύων, προέχων, ἐπιτεταγμένος, ἀρχηγός, τῆς Μονῆς ἐξάρχων (princeps monasterii)
[5]) и, наконец, игуменом и архимандритом
[6].
Из всех вышеперечисленных канонических наименований предстоятеля монастыря в церковной практике устоялось именование его игуменом киновии, или же киновиархом (общих житий начальником)
[7]. Игумен (ἡγούμενος) часто называется еще кафигуменом (καθηγούμενος), если является действующим игуменом монастыря
[8], и проигуменом (προηγούμενος), если он был таковым в прошлом
[9].
Термины игумен и архимандрит являются канонически равнозначными наименованиями и монашескими званиями
[10].
В древнем монашеском устроении игуменом назывался предстоятель малой обители, но позднее и вплоть до наших дней это наименование устоялось в отношении предстоятеля всякого монастыря
[11].
А термином архимандрит, который означает «начальник ограды» (praefectus coenobii)
[12], в древнем монашеском устроении назывался предстоятель большого и многолюдного монастыря. Также тем же именем назывался и высший наблюдатель за большими монашескими сообществами
[13]. Однако мало по малу эта монашеская степень развилась в церковной практике в монастырское достоинство (должность), даваемое, по исключительному праву, епископом или патриархом
[14] игумену монастыря
[15], чаще всего, как это принято в современной церковной практике, иеромонаху, занимающему административный пост в Церкви
[16].
б) Игумен, отец монашеского братства, при исполнении им своих обязанностей по управлению пользуется поддержкой немногочисленного совещательного органа
[17], состоящего из братьев, избранных из старейших и первых в монастыре по разумению и благочестию
[18]. Посредством совместного с ними размышления он решает всякого рода административные и духовные монастырские вопросы.
С древних времен существует институт так называемых советников (σύμβουλοι, συμπράκτορες, ἐπιστημονάρχες или ἐπιτηρηταί), которые являются своего рода соуправителями, помощниками и заместителями игумена в управлении
[19].
Развитие в течение веков монашеской жизни и организация монашеского управления со стороны единого института монашеского братства постепенно показали полезность существования вышеуказанного совещательного органа игумена, причем настолько, что составление такого органа стало вменяться в обязанность уставами монастырей, патриаршими сигиллиями и другими относящимися к монашескому управлению каноническими документами
[20]. Также это дало повод к методическому созданию и других органов управления киновией
[21] для более удобного и рационального применения правящей власти на практике.
Так постепенно и понемногу организация монастырского управления в киновии развилась из монархической в олигархическую систему управления. Рядом с игуменом и его советниками, которые занимаются, главным образом, монастырским управлением, создается высший орган, у которого сначала в обязательном порядке испрашивается мнение совещательного характера относительно лучшего управления и распоряжения монастырскими делами, а позднее ― обязательное суждение о принятии в каждом случае по существу окончательного решения.
в) Это административное положение получило развитие, главным образом, на Святой Горе еще в самом начале организации там киновиальной жизни
[22], получив название Собора Старцев (сначала Βουλὴ Γερώντων, Γερουσία, Σύναξις τῶν Προϊσταμένων, а ныне Γεροντία)
[23].
Собор Старцев, согласно действующему на Святой Горе праву, представляя собой основной фактор управления афонской киновии, является постоянным правящим органом и состоит из начальствующих в монастыре монахов
[24].
Чтобы быть избранным начальствующим, членом Собора Старцев, монах должен отличаться добрым нравом, незазорной жизнью, административными способностями, наличием церковного и общего образования. Избирается же он в это достоинство Собором Старцев, при наличии вакантного места, из числа монашеского братства, которое никоим образом не участвует в процессе избрания, соблюдая распоряжения об этом Внутреннего Устава монастыря. Однажды избранный начальствующим, членом Собора Старцев пребывает таковым пожизненно, лишаемый этого достинства только вследствие осудительного приговора за совершение канонического нарушения или уголовного преступления, что некоторым образом не позволяет сохранять за ним это достоинство, о чем судить предоставляется Собору Старцев
[25]. Отказ от этой должности позволяется законом
[26].
О принятии монаха в члены Собора Старцев, как и об отказе или лишении этого достоинства сообщается монастырем посредством Св. Кинота в Константинопольскую патриархию
[27].
Члены Собора Старцев занимают в нем подобающее положение в соответствии со своим иерархическим достоинством и старшинством избрания. На его заседаниях они получают слово, и каждый с подобающим благочинием свободно излагает свое мнение по обсуждаемому вопросу. Осуждение и изгнание членов Собора за выражение ими своего мнения или несогласие с решениями обсуждаемых вопросов запрещается.
Собор Старцев всегда сохраняет акты своих заседаний
[28].
г) Киновия управляется сегодня органом из трех или более членов
[29], который состоит из игумена и двух или более членов, называемых советниками, и избирается и утверждается посредством применения изначально определенного Типиконом или Внутренним Уставом монастыря, а также соответствующих распоряжений действующего гражданского и канонического законодательства.
Этот монастырский правящий орган называется Монастырским Советом или Игуменским Советом
[30], а на Святой Горе Епитропией с Игуменом
[31], и занимается управлением монастырем и распоряжением монастырским имуществом
[32].
Киновия, управляемая монархически, т.е. исключительно игуменом, в современной церковной практике представляет собой редчайший случай
[33].
[1] Василий Великий, свт. Слово о подвижничестве второе (PG 31, 873,3, 876A-C), его же, Правила, пространно изложенные, 45, 1 (PG 31, 1032): «братство, в небытность настоятеля, к нарушению правила и преданного благочиния, не примет на себя вида какого-то народоправления», так и Иоанн Лествичник, прп., Лествица, гл. 5 (PG 88, 1177 Β), Феодор Студит, прп. Завещание (PG 99, 1817 Α-Β), его же, Малое огласительное слово, 54 (изд. Em. Auvray, p. 192, 1891).
[2] Слово «авва», означающее «отец», в арамейском языке происходит от слова âb abba, встречаясь и в Новом Завете (Мк. 14, 66, Рим. 13, 15). В женском монашестве ему соответствует слово «амма», означающее «мать» [Палладий, Лавсаик (PG 34, 1106)]. Оно очень часто употребляется древними и новыми авторами [Apophthegmata Patrum (PG 65, 72 и далее), Α. Maius, Acta Sanctorum, τ. 3, σ. 76β «Ἀββᾶς Παχούμιος», S. Benedicti, Regula, c. 33, 54-55], и встречается в законодательстве [Ν. 123, 34: «κελεύομεν τὸν ἀββᾶν, Β. Δ.α.β.], см. также Μ. Besse, Les moines d'Orient, σ. 167-168, 1900, L. Dürr, Heilige Vaterschaft im Antiken Orient, σ. 21 и далее.
[3] Антоний Великий, прп., пр. 32, Нил Синайский, прп. (PG 79, 1129), Verba Seniorum (PL 83, 753), Василий Великий, свт. Слово о подвижничестве третье (PG 31, 884, 2B): «такого человека, о котором засвидетельствовано, что он пред всеми отличен благоразумием, постоянством и строгостью жизни, надобно поставить в руководители другим, чтобы доброе в нем сделалось общим для всех ему подражающих», см. также Porf. Uspenskij, Πορεία πρὸς Μετέωρα κ.λ.π., τ. II, σ. 499: «πατὴρ τοῦ Μετεώρου» (на русском языке), 1896.
[4] Ср. Α. Maius, Acta Sanctorum, τ. 3, σ. 60, 58, 76 и далее (о власти общего аввы в пахомиевском общежитии), см. также Феодор Студит, прп. Завещание (PG 99, 1817 и далее): «Приимите господина Игумена, как и избрали его вы все… Приветствуйте его, как моего преемника, взирая на него с благоговением и почтением. Соблюдите заповедь о повиновении к нему», Афанасий Афонский, прп., Διατύποσις (H.U.A. σ. 12912-15): «После же выдвижения и поставления игумена желаю и произволяю, чтобы он имел всякую власть и авторитет во ксяком деле, и духовном, и телесном, и чтобы никто в его дела не вмешивался и ему не препятствовал».
[5] Пахомий Великий, прп., пр. (Hieronymi) 22, 24, 25, 27, 31, 49, Α. Maius, Acta Sanctorum, t. 3, σ. 50 (эконом монастыря), Василий Великий, свт., Правила, пространно изложенные, 35.1, 45.1 (PG 31, 1004, 1032), его же, Слово о подвижничестве второе (PG 31, 873.3), его же, Предначертание подвижничества, 22, 28 (PG 31, 1404, 1417), Иоанн Златоуст, свт. Беседа 14 на 1 Тим. (PG 62, 575-576), пр. 41 Трулльского Собора (Σ. 2, 401-402), 3 Двукратного (Σ. 2, 656), J. Β. Cotelerius, Ecclesiæ Græcæ Monumenta, τ. 3, σ. 56, 61 (Житие св. Саввы), 1686.
[6] Ν. Ε' 7: «благоговейнейших игуменов», Ν. 123, 34, Β. Δ.α.2, см. также Br. Granič, Die rechtliche Stellung und Organisation der griechischen Klöster nach dem Justinianischen Recht (B.Z. τ. 29, σ. 18-19).
[7] J. B. Cotelerius, op.cit., t. III, σ. 261, Nik. Milaš, Τὰ ἀξιώματα ἐν τῇ Ἀνατολικὴ Ἐκκλησία, σ. 142-144, 1879 (на сербском языке).
[8] Типикон монастыря Вседержителя (ΤΥΠ. τ. I, σ. 676): «все же одинаково будут находиться под властью игумена монастыря Вседержителя», Германа, кафигумена Патмосского, Завещание (не датированное) (Acta, τ. 7, σ. 229). Ныне так называются все игумены киновиальных монастырей, особенно на Святой Горе.
[9] Патр. письмо от июля 1368 г. (Acta, τ. 1, σ. 488): «поэтому проигумен и монахи должны воздавать ему честь и послушание, и слушаться его», где речь идет о назначении нового игумена Константинопольским патриархом. См. также ст. 18 Внутр. Устава монастыря св. Иоанна Богослова на Патмосе от 1930 г.
[10] Ν. Ε' 7: «благоговейнейших игуменов», Ν. 123, 34: «архимандрита в каждом монастыре поставлять», Β. Δ.α.2, см. также Guil. Beveregii, Synodikon, τ. II, Append. σ. 108, 1672: «Caput monaslerii idem est quod hegumenos sive archimandrites». В древности предстоятельница женского монастыря называлась игуменией или архимандритиссой, теперь же только первым наименованием. Подробнее см. у J. Pargoire, в Dictionnaire d'Archeologie Chrétienne et de Liturgie, τ. I, c. 2746-2751.
[11] Пахомий Великий, прп., пр. (Hieronymi) 22, 24, 25, 27, 31, 49, ст. 2 K.M., 16 v. ΓΥΙΔ/1909, 9 κωδ. v. 4684/1931, 91-94, 99 K.KP., 90, 111-118, 120-122 K.X.A.O., 84-85, 88-89, 92 K.KY.
[12] Палладий, Лавсаик, гл. 7, 19, 20, 25 (PG 34, 1020, 1057, 1068 и далее).
[13] Ν. Ε' 7: «называемые архимандритами, монашескую скромность и божественные каноны хранящие…», Алексия I Комнина, Διήγησις μερική (H.U.A. σ. 17 138-35): «возвратитесь к вашему архимандриту, потому что его запечатлевают божественные цари…», Мануила I Сарандина, патр. Конст., Ὑπόμνημα (Acta, τ. 4, σ. 296), Σπ. Λάμπρου, Μιχαίλ Ἀκομινάτου τὰ Σωζόμενα, τ. I, σ. 259, 1879, τ. II, σ. 600, 1880. Так и в Русской Церкви, как сообщает Μ. Bulgakov, Ἱστορία Ἐκκλησίας Ρωσίας, τ. IV, σ. 216, J. Suvorov, Ἐγχ. Ἐκκλ. Δικαίου, σ. 410.
[14] Очень часто, но не всегда, игумен имеет еще и право исповедовать, которого лишены монахи, см. также Κ. Holl, Enthusiasmus und Bussgewalt beim griechischen Mönchtum, σ. 331, 1898. Подробнее см. ниже §§ 77, 78.
[15] Мануила I Сарандина, патр. Конст. Напоминание (Ὑπόμνημα) от 1222 г. игумену монастыря св. Павла на горе Латр (Acta, τ. 4, σ. 295-296): «это великое звание, достоинство архимандрита», Михаила IX Палеолога, хрисовул от 1314/1315 (J.G.R. τ. 1, 674), Γεωργίου Κωδηνοῦ Κουροπαλάτου, Περὶ ἀξιωμάτων τῆς Μεγάλης Ἐκκλησίας, σ. 120, 1725 (в лат. переводе, изд. J. Goar): «архимандриты и протосингелы, а также кафигумены честных обителей после получения печати от патриарха…», Хрисанфа, патр. Иерусалимского, Свод о должностях (Συνταγμάτιον περὶ τῶν ὀφφικίων), σ. 82, 1778, Иоакима ΙΙΙ, патр. Конст., патр. письмо под №8042/14 12-1803 к Св. Киноту СвятойГоры (Ν.Π.Α. σ. 108), περ. Ε.Α. τ. 26, σ. 92 и далее (должность архимандрита), см. также ниже, § 74.
[16] Ср. Иезекииля, митр. Фессалоникийского, Ἔργα καὶ Ἡμέραι, τ. I, σ. 132-134 (женатый и безбрачный клир), 1947.
[17] В пахомиевских поселениях , где вся власть находилась у общего аввы, очень слабо предусматривалось составление такого совещательного органа (см. P. Ladeuze, De instituto cœnobitico Sancti Pachomii, p. 286-287, 316 и далее, 1898, Δημ. Πετρακάκου, Oἱ Μοναχικοὸ Θεσμοί, τ. Ι', σ. 56 и далее). Но свт. Василий Великий [Правила, пространно изложенные, 35.1, 49 (PG 32, 1004, 1019)] напротив советовал, что «гораздо лучше сообща принять им на себя попечение и облегчать друг другу труд… В таком случае рассмотрение вопросов будет производимо основательнее и разумнее. Ибо, если во всяком деле потребны знание и опытность, то тем паче нужны они в делах подобных», его же, Правила, кратко изложенные, 104 (PG 31, 1153-1154), S. Benedicti, Regula, c. 21, 65.
[18] Ν. 133, 2: «которые вместе с игуменом первые во всем и в почтенном возрасте», Феодор Студит, прп., Завещание, 22, 24 (PG 99, 1821): «Не делай и не предпринимай по собственному рассуждению никакого дела… без совета… братий, преуспевших в разуме и благочестии», Афанасий Афонский, прп. Каноникон (Κανονικόν) (H.U.A. σ. 10816-29), подобным образом.
[19] Феодор Студит, прп., Ἴαμβοι, 8 «εἰς τοὺς ἐπιστημονάρχας», 9 «εἰς τοὺς ἐπιτηρητάς» (PG 99, 1781-1784), его же, Огласительные поучения, 20, 22, 31, 35, 45, 50 (изд. Ἀλ. Παπαδοπούλου-Κεραμέως, σ. 139, 155, 231, 267 и далее, СПб, 1904).
[20] Феодор Студит, прп., Завещание, 24 (PG 99, 1821) «Не делай и не предпринимай по собственному рассуждению никакого дела» [см. также Α.P. Dobroklonskij, Ἅγιος Θεόδωρος ὁ Στουδίτης, σ. 526 и далее, 1953 (на русском языке)], Мануила II Палеолога, IV Типикон (Η.U.Α. σ. 206-207): «все в монастыре да совершается по совету разумнейших и кафигумена», см. также сигиллии патриархов Каллиника V (1803), Кирилла V (1813), Константина I (1834), Григория VI (1839), Анфима IV (1840), Кирилла VIII (1856), так наставляющих афонских киновиархов: «должно ему пользоваться помощью наиболее испытанных и первенствующих в разуме и возрасте советников и с ними более верно рассуждать о необходимых делах…» (Ν.Π.А. σ. 25, 35, 38, 44, 50 и далее).
[21] См. § 78.
[22] Афанасий Афонский, прп. Κανονικόν (H.U.A. σ. 10816-29) ограничивал первоначально этот орган пятнадцатью монахами, позднее Мануил II Палеолог, IV Типикон (H.U.A. σ. 20634), будучи сторонником этого установления, определил постоянное число отцов Собора Старцев и порядок его восполнения. О составлении Собора Старцев высказывается и Алексий I Комнин, Διήγησις μερική (H.U.A. σ. 16932), но окончательно выносит решение об учреждении этого установления на Афоне Великая Христова Церковь посредством изданного относительно преобразования в киновию монастыря Зограф при Анфиме IV, патр. Конст., сигиллия от марта 1850 (Ν.Π.Α. σ. 45-48): «решать монастырские вопросы советникам, кроме особых и важнейших вопросов киновии, для решения которых следует созывать на собор всех наиболее испытанных из братьев и рассуждать вместе с ними, и по общему мнению и решению поступать, ибо спасение обретается во многом совете».
[23] Алексия I Комнина, Διήγησις μερική (H.U.A. σ. 16932): «первого как от моего лица провозгласите и весь собор старцев (πάσαν τὴν γερουσίαν), Софрония, патр. Конст., сигиллий от 1780 (Acta, τ. 5, σ. 362).
[24] Ст. 83, 106 Γεν. Καν. Α.Ο., 90, 111, 125 Κ.Χ.Α.Ο.
[25] Ст. 108, 111 Κ.Χ.Α.Ο.
[26] Ст. 36 Ν.Δ.Α.Ο.
[27] Ст. 36 Ν.Δ.Α.Ο., см. также и под №583/1949 решение Главного Управляющего Святой Горы (Α.Ε.Κ.Δ., τ. 4, σ. 240-242, 1949).
[28] Ст. 109 Κ.Χ.Α.Ο.
[29] В монастырях, относящихся к Элладской Церкви, этих членов два (ст. 1 Κ.Μ.), в монастырях Критской Церкви тоже два (ст. 91 и 95 Κ.ΚΡ.), в Кипрской Церкви в монастырях с братией не более двадцати ― два, а если более, то четыре (ст. 85 Κ.ΚΥ.), а на Святой Горе два или три (ст. 119 Κ.Χ.Α.Ο.). См. также Π. Γεωργιάδην, Ἡ Ἱ. Μονὴ τοῦ Σινᾶ, σ. 187-196, 1875 (о порядке в этом монастыре).
[30] Ст. 1 Κ.Μ., 16, 17 ν. ΓΥΙΔ'/1909, 91, 95 Κ.ΚΡ., 85 Κ.ΚΥ. Эти определения совершенно тождественны. Однако более правильным будет Монастырский Совет, хотя на практике принято употреблять термин Игуменский Совет (Ἡγουμενοσυμβούλιον), см. также ниже, § 104.
[31] Ст. 90, 111, 119 Κ.Χ.Α.Ο.
[32] Ст. 2, 3, 4 и далее, Π. Δ/μα от 1/5-3-1932, изданное во исполнение ст. 8 κωδ. ν. 4684/1931, 90 Κ.Χ.Α.Ο., подробнее см. ниже, § 103 и далее.
[33] Такую систему управления киновией предусматривала ст. 15 ΚΑΝ., говорящая «об управлении свящ. обителей либо игуменом и монастырскими советниками, либо одним игуменом».