На выходных посмотрели в кинотеатре фильм "Золотой Компас". Мне понравилось. Фильм можно сравнить с "Хрониками Нарнии", но смысла здесь гораздо больше. Фильм является первым из трилогии, так что будте готовы, что конец фильма - это только начало. Фильм снят по книге Филиппа Пулмана "Северное сияние".
Кстати, вы знаете, что Католическая Церковь не рекомендовала (читай запретила) смотреть фильм своей пастве? Дело в том, что этот фильм чуть ли не первый фильм для детей, который пропагандирует светский взгляд на вещи, отрицает духовную власть, который, ко всему прочему, претендует на хорошую популярность.
В сказочном мире, в котором разворачиваются события, всем заправляет Магистериум. Это религиозная организация, которая очень напоминает Католическую Церковь, хотя по сути является воплощением любой, в особенности христианской, церкви. Магистериум, естественно, та самая ось зла, борьбе с которой посвящена вся книга.
Основной идеей Пулмана является его задумка, что души людей в его мире живут не внутри человека, а снаружи. Они называются деймонами и принимают обличие разных зверей. Так он, вероятно, хотел показать всю очевидность уязвимости человеческой души, потому что в фильме нападали, как правило, на деймона, а не на человека, от чего самому человеку тоже было плохо. У детей деймон все время меняет обличие (еще не определился), у взрослых он всегда в одном обличии. Это характеризует то, что нервная система детей находится на пути становления, а у взрослых она уже сформирована.
Так вот Магистериум придумал технологию отделения деймона от человека (по-нашему - лишения человека души). Придумано это было для того, чтобы предотвратить проникновение волшебной пыли в людей. Эта пыль - какое-то вещество из параллельных миров, могла проникать в людей только через их деймонов. Разделению было решено подвергнуть только детей, потому что пыль на них не действует. Таким образом они хотели создать поколение людей, которые никогда не соприкасались и не соприкоснутся с пылью. Однако при разделении была опасность гибели человека, но Магистериум совершенствовал свою технологию. Волшебная пыль в книге - это воплощение добра, света, истины, она является предметом изучения ученых умов (в фильме пылью больше всего были увлечены ученые). Не понятно, по какой причине, но Магистериуму пыль не нравилась (здесь у Пулмана пробел). Но совершенно очевидно, что этим он хотел сказать, что Церковь своей идеологией разрушает волю и свободомыслие людей, мешает им тянутся к научной истине, подменяя ее своими баснями. И прежде всего это касается детей, потому что на "истинно христианский путь" ставят в самом детстве. В юности, а тем более в зрелом возрасте - это практически не возможно осуществить.
Я очень рад, что подобные книги и фильмы стали появляться, и особенно тому, что они становятся популярны. Хотя, конечно это заслуга Пулмана - он создал увлекательный сюжет, вплетя в него эту важну идею.
Но меня фильм огорчил тем, что одна из главнейших разрушительных религиозных идей здесь так же возведена в культ - идея главенства человека над природой, его уникальность и принципиальное отличие от животных. Во-первых, это деймоны - они в виде животных и бегают вокруг своего хозяина, как слуги (человек может даже обидеть, ударить своего деймона, деймон же никогда не нападает на своего хозяина). Даже сама идея безоговорочного подчинения души человеку (разуму?), у меня вызывает сомнения. Да и вообще, что такое душа, может ли она подчиняться или подчинять?
А во-вторых, в книге существуют говорящие животные (в частности белые медведи), которые не имеют деймонов. Ну, господин Пулман, это уже совсем как-то по-библейски - человек единственное уникальное существо во вселенной, которое обладает душой, животные ей не обладают - тезис христианства. Я бы, на Вашем месте, не стал так себе противоречить. Ну и конечно, помимо деймонов, людям подчиняются и обычные звери, такие как этот ручной бронерованный медведь, который служил девочке.
Похоже человечеству до идеи равенства с природой (я уже не говорю о подчинении ей) гораздо дальше, чем до свободомыслия и избавления от церковных догм. По сути идея человека, как царя природы, была выдумана не церковью. Просто эта идея была так сладка и заманчива, что церковь с удовольствием взяла ее на вооружение и несет до сих пор. Жаль, что Пулман в этом солидарен с теми, с кем он борется.
Наверное, придумать интересный сюжет, где бы человек выступал с природой на равных (а лучше был бы таким же маленьким винтиком, как остальные животные), очень сложно. Людям будет не интересно читать про это. Гораздо интереснее видеть человека-героя, которому природа подчиняется. Это льстит человеческому (и детскому) самолюбию. Но я уверен, что когда-нибудь найдутся светлые и гениальные умы, которые смогут облечь эту горькую пилюлю в сладкую, привлекательную оболочку.