Учеба и преподавание

Dec 05, 2007 12:52


 Все слышали высказывание, что "слушать сложнее, чем рассказывать", но боюсь многие в это не верят. Дескать, что тут сложного, сиди и слушай. Другое дело что-нибудь рассказать - это же надо подготовиться, а потом еще и вспомнить, все что ты подготовил.

А давайте разберемся, какие процессы происходят в мозгу у слушающего и у рассказывающего. Я провел здесь аналогию с чтением/записью в память компьютера. Чтение всегда происходит быстрее, потому что надо всего лишь найти нужную область памяти и считать от туда информацию. Запись происходит медленнее, потому что сначала надо найти свободную область памяти, а потом записать туда поступающую информацию.

Но с мозгом все еще сложнее. Что происходит в мозгу, когда человек что-то запоминает (когда ему что-то рассказывают или он что-нибудь читает)? Записывать информацию нужно так, чтобы потом ее можно было найти. В отличие от компьютера, в мозгу области памяти не пронумерованы. Как искать нужную информацию? Тупым перебором не получится, потому что в отличие от компьютера количество информации в мозгу просто ошеломляющее. Сплошной перебор занял бы очень продолжительное время, а если учесть, что нервные связи утомляются при передаче импульсов, то можно с уверенностью сказать, что такой поиск вообще ничем не закончится. Информация в мозгу ищется по ассоциациям! Самые нижние ассоциативные уровни, скорее всего очень сложно обнаруживаемы, т.к. они лежат в основе работы мозга. Они работают на подсознании. Начальные ассоциативные связи просты и не многочисленны, поэтому они самые быстрые. Затем находятся все более и более верхние уровни ассоциаций, разветвляясь на множество связей, которые мы уже можем осознать. В результате записываемая информация связывается определенными ассоциативными связями. Чем больше этих связей, тем быстрее будет происходить считывание информации. Все наверное помнят по себе, как буквально недавно что-то "знал, но забыл", а спустя какое-то время информация сама всплывает в мозгу. Почему так происходит? Происходит это, скорее всего, из-за недостатка ассоциативных связей искомой информации. Т.е. связи с одной только "лошадиной фамилией" не достаточно. С "лошадиной" ассоциацией связаны множество других ассоциаций, и их все приходится перебирать. Поэтому, во-первых, поиск замедляется, а во-вторых, велика вероятность ошибок, которые даже иногда поизносятся в слух. А то, что через какое-то время (как правило, время покоя) информация всплывает, свидетельствует о том, что мозг все равно продолжает выполнять команду поиска информации в фоновом режиме, и этот поиск наиболее удачен, когда мозг не занят другими задачами.

Так вот рассказывающий находит информацию по ДОСТАТОЧНОМУ количеству ассоциативных связей (т.е. он использует не все связи). Хотя рассказ гораздо более интересен и живописен, когда рассказчик задействует наибольшее количество своих ассоциативных связей. Но для этого они у него должны быть. А это приходит только с опытом и от хорошей эрудированности.

Однако мозгу слушающего (если он действительно внимает рассказчику) приходится рыскать во всех областях памяти в поисках подходящих ассоциативных связей, с тем, чтобы связать с ними поступающую информацию. Если у него таких связей мало (плохая подготовка) то, во-первых, он хуже запоминает, а во-вторых, ему с большим трудом дается запоминание. При чтении это заметнее, когда человеку приходится перечитывать одно и тоже несколько раз. При первом прочтении у него могло завязаться либо очень малое, либо вообще никаких ассоциативных связей и он не может вспомнить, что прочитал мгновение назад.
Художественная литература, в отличие от научной и технической, читается намного легче, потому что ассоциативных связей для описываемых событий и объектов у большинства людей предостаточно. Хотя классическая литература характерна своей проблематичностью для молодого поколения. Дело в том, что там рассматриваются "взрослые" вопросы, с которыми молодежь в жизни не сталкивается, поэтому жизненных ассоциаций у них намного меньше. И я, на самом деле, не уверен, что художественная литература может стать одной из ассоциаций. Информация может стать одной из ассоциативных ступеней для другой информации, только в том случае, если она сама имеет достаточно большое количество ассоциаций, для того чтобы быстро (почти мгновенно, порой даже не заметно для сознания) всплывать в памяти. А в данном случае, информация из классической литературы, во-первых, связана с небольшим количеством ассоциаций, а во-вторых, это не совсем те ассоциации, которые возникают у взрослого человека. Все равно, когда у человека в будущем наберется необходимое количество жизненных ассоциаций, он увидит эту литературу для себя совсем по-другому.
Я думаю, нет смысла мучить детей не знакомыми им переживаниями героев классической литературы, пока они для нее не созрели (а когда они созреют, они перестанут быть детьми).

мозг

Previous post Next post
Up