Минск: городская скотобойня

Mar 15, 2023 12:10


Краткий экскурс в историю предприятия. До 1890-х годов Минск не получал никакого дохода от скотобоен, а убой скота производился в частной скотобойне, принадлежавшей Еврейскому обществу. Упоминалась также крупная скотобойня Унеховского.



Памяць. МIнск. Кн. 2. - Мiнск: БелТА, 2002. - С. 40.



Выписка из Правил для городских жителей. 1890



Таков был действовавший простой порядок устройства и содержания скотобоен до того, как по инициативе городского головы графа Карла Чапского в 1891 году город построил собственную скотобойню. Тогда же городская дума издала обязательное более регламентированное постановление «Правила об убое скота»:



Фрагмент Правил об убое скота. 1891.

Фактически городские власти ввели мнополию на предварительный врачебный осмотр и убой скота, установили размеры сборов за стоянку на скотопрогонном дворе, размеры платы за ветеринарный осмотр, взвешивание и доставку мяса в лавки и магазины «на особо устроенных для того повозках, по образцу, утвержденному Управою». Скотопромышленники обязаны были продать кровь на альбуминный завод, а кишки - на кишечный.

С момента своего запуска 01.05.1891 Минская городская скотобойня арендована на 10-летний срок Минским обществом сельского хозяйства. Об условиях, в которых создавалась и функционировала городская скотобойня, поведал в своих воспоминаниях Эдвард Войнилович - один из основателей, и вице-председатель этого аграрного общества землевладельцев:







Эдвард Войнилович. Воспоминания. - Минск, 2007. Пер. с пол. - Вильно, 1931.

Еще один взгляд на историю Минской городской скотобойни по прошествии столетия с даты основания:





Шибеко З.В., Шибеко С.Ф. Минск. Страницы жизни дореволюционного города. - Минск, 1990.

Скотобойня - предприятие, служащее для убоя и первичной переработки животных в больших объёмах, которое в промышленных масштабах требует решения транспортных, ветеринарно-санитарных, экологических, а также и морально-этических проблем. Кроме того, в некоторых религиях существуют определённые требования к процессу убоя животных.



Разделка туш.

Смотрящим за порядком на предприятии был околоточный надзиратель - чиновник городской полиции, непосредственно подчиненный участковому приставу.



Собрание узаконений и распоряжений правительства. 1908.

Все же и позднее при Минской городской скотобойне по-прежнему содержался околоточный надзиратель (1911).



Городская скотобойня на плане города. 1910.

Согласно плану, городская скотобойня (4 строения) размещалась в квартале 445 между МБЖД, рекой Свислочь, Оранской улицей и Игменским трактом, по другую сторону которого в квартале 444 находился городской скотопригон (6 строений). В архиве сохранился план скотобойни г. Минска.



Минская городская скотобойня. 1900е. Фото Моисея Наппельбаума. Начало улицы Маяковского. 2020. Фото Дмитрия Наумова.

На снимках общий вид построек скотобойни на Игуменском тракте за ЛРЖД и нынешний вид той же местности перед перекрестком с Аранской улицей.

Во время Великой войны в ночь с 1 на 2 октября 1915 года немецкий дирижабль «сбросилъ бомбы в следующихъ местахъ: во дворѣ городской скотобойни, гдѣ бомба разорвавшись поврежденій не причинила, а равно и изъ людей никто не пострадалъ».

В 1922 году «на базе хладобойни» основан государственный Минский мясокомбинат, недавно отметивший 100-летний юбилей. Ниже статья об одном обычае в процессе огосударствления «Минскскотобойни»:



Минский курьер. 06.03.2020.

Другие обычаи проявили живучесть: «На минской скотобойне шойхеты снабжают кошерным мясом не только еврейское, но даже и христианское население и даже (!!!) Красную армию».



Рабочий. 29.09.1927.

В июле 1927 года на Червенском тракте началось строительство первого в Беларуси большого 3-этажного здания Минского холодильника, связанного специальными павильонами со скотобойней. В 1928 году к мясокомбинату сооружали железнодорожную ветку:



Зьвязда. 10.07.1928.

«Каля бойнi пракладаюць чыгуначную ветку. Раскапалi ўсю шырыню вулiцы, не пралажыўны нават аб’езнага шляху, тым самым перакiнуўшы рух на Чэрвеньскi тракт i ледзь ня спынiўшы аўтобусныя зносiны з Чэрвенем. Зьмешчаныя здымкi вiдавочна паказваюць, у якiм становiшчы менскiя брукi. Аўтобус завяз вышэй бэнзiнавага баку, конi колькi ёсьць сiл, нават паганяемыя жалезнымi рыдлёўкамi, ня могуць выцягнуць фурманку з глыбокага балота, якое ўтварылася пасьля дажджу».



Беларусь Савецкая. - Гомель: Палесдрук, 1932.

На снимках общий вид здания, машинный зал холодильника и транспортер из бойни в холодильник.

К мясокомбинату ходил трамвай по маршруту № 8 «Железнодорожный переезд [на Свердловской улице] - Сторожовка», продлен городской водопровод (1935). На мясокомбинате работал медпункт (1935), таксофон - телефон-автомат общего пользования (1938).



Справочник. 1939.

Адрес мясокомбината: Червеньский тракт, 3 (1939); по тому же адресу находился Белмясопромтрест. Поблизости, на Кирилловской (Могилевской) улице находилась база Белорусской конторы «Заготскот» (1936).

О событиях начала войны в воспоминаниях Константина Гержидовича: «В дымящийся Минск я вернулся из Червеня в полдень 28 июня [1941]. Вступил в город, так сказать, одновременно с передовыми частями немцев. Только те шли с севера, со стороны Болотной станции, а я - с юга. Их головную походную заставу встретил у мясокомбината близ Червенского базара. Там, на улице у комбината, лежали трупы минчан - расстрелянных. Случилось так, что горожане, когда вечером 24 июня партийно-советское начальство начало покидать город, бросились в цеха и склады мясокомбината. Однако истребительный отряд еще несколько часов пресекал оружием «попытки мародерства». Лишь в последний момент кто-то из отбывающего начальства махнул рукой: «Налетай кто хочет!» И тогда народ открыто понес окорока и колбасы. Понес, переступая через трупы «мародеров», расстрелянных всего лишь час назад…»

Во время немецкой оккупации в системе Центрального торгового общества «Восток» по заготовке и сбыту сельхозпродукции самым крупным предприятием являлась скотобойня в Минске, где на конец июня [1943] было занято 339 чел. На скотопригонном дворе оккупанты разместили склад шин и пожарную команду Люфтваффе.

После освобождения Минска от оккупантов мясокомбинату требовались на постоянную работу химики, лаборанты, каменщики, штукатуры, слесари, электромонтеры. В апреле 1946 года на мясокомбинат прибыл комплектный завод доктора Хенингита из Берлина. Рядом с мясокомбинатом размещался Белглавмясомолсбыт (Червенский тракт, 5). Позднее упоминался клуб мясокомбината (Червенский тракт, 3).



Железнодорожный переезд на улице Свердлова. 1950.

На снимке слева вид в сторону мясокомбината. При строительстве железнодорожного путепровода улица была расширена и заглублена.

В 1956-1960 годы на окраинной улице Южная (с 1964 - Казинца) построены и сданы в эксплуатацию новые производственные корпуса, в которые переехал городской мясокомбинат, а на его прежнем месте в 1965 году открыто производственное подразделение Минского завода медицинских препаратов Минздрава СССР, ныне филиал РУП «Белмедпрепараты» (Маяковского, 1 / Аранская).



Улица Аранская. 07.11.1970е.

На снимке здание холодильника бывшего мясокомбината, снесенное в 2019 году.

Минск, история, Беларусь

Previous post Next post
Up