Всё никак не могу завершить свой отчёт о посещении великолепного монинского авиамузея. Я уже рассказывал об экспонатах, расположенных под крышами его залов и ангаров. В этой записи я перехожу к объектам, расположенным под открытым небом. Начну с самолёта-легенды Ту-144.
Все отчёты о посещении этого музея (оглавление):
Часть 1:
Центральный музей ВВС в Монино - залы 1, 2 и 3Часть 2:
Центральный музей ВВС в Монино - зал 6 (А)Часть 3:
Центральный музей ВВС в Монино - зал 6 (Б)Часть 4:
Центральный музей ВВС в Монино - зал 8Часть 5:
Центральный музей ВВС в Монино - зал 7 (ангар 7)Часть 6: Центральный музей ВВС в Монино - Ту-144
Часть 7:
Центральный музей ВВС в Монино - Ту-114Часть 8:
Центральный музей ВВС в Монино - открытая площадка Наш визит состоялся в сентябре прошлого года, так что пусть зеленеющая травка никого не смущает. Ну никак не удаётся мне успевать делать отчёты "по горячим" следам :(
1. Борт № 77106 - один из легендарных сверхзвуковых пассажирских самолётов Ту-144, разработанных КБ Туполева в середине 1960-х гг.:
2. Брат нашего экспоната - Ту-144 № 77115 - на МАКС-2013:
Источник фото: wikimedia.org, автор: Doomych
Немного истории. Постановление Совмина СССР о создании сверхзвукового лайнера было принято в июле 1963 г. Строительство первого опытного образца началось в 1965 году, а в последний день 1968 г. состоялся его первый полёт. Всего с 1965 г. до окончания программы в 1984 г. было произведено 16 экземпляров Ту-144, ещё один самолёт (по слухам) так и не был достроен. Серийные самолёты собирались на воронежском авиазаводе № 64.
3. Экспонат на реставрации:
На данный момент в разной степени сохранности продолжают существовать 7 самолётов Ту-144, в том числе в музеях находятся:
Ту-144 № 77106 в музее ВВС в Монино - и этот пост именно про него,
Ту-144 № 77110 в музее гражданской авиации в Ульяновске,
Ту-144 № 77112 в музее техники в Зинсхайме (Германия).
4.
5. Борт № 77102 - один из двух Ту-144, потерянных в результате аварий. Фото сделано незадолго до катастрофы в Ле-Бурже:
Источник фото: wikimedia.org, автор: RuthAS
6. Хвост:
Ещё перед [официальным] началом работ по созданию Ту-144 наш коллектив разработчиков располагал информацией об англо-французском проекте "Конкорд" (причём, как я понимаю, не только из открытых источников). Есть все основания полагать, что эта информация была использована для ускорения разработки Ту-144. В итоге, несмотря на более позднее начало работ, первый полёт Ту-144 выполнил раньше "Конкорда".
7.
8. Ту-144 упорно не хочет помещаться в кадр целиком. Самолёт находится на реставрации, на фото различимы следы работ по покраске и восстановлению оригинальной ливреи:
9. Информационные стенды, рассказывающие о Ту-144 и его восстановлении руками монинских волонтёров:
10. На заднем плане виден, если я не ошибаюсь, экспериментальный МиГ-21И, на котором проводились натурные испытания крыла для Ту-144:
11. Поднимаемся по трапу в салон. Бросаю взгляд назад, на площадку музея:
12. У переднего входа едва не спотыкаемся об этот объект. Оранжевый цвет крышки как-бы намекает на то, что это должен быть бортовой самописец. Но пристальный взгляд внутрь прибора заставляет в этом усомниться - ибо внутри находится что-то, более похожее на гиростабилизированную платформу. В общем, нужна "помощь зала":
Upd.: Скорее всего, это два разных изделия - бортовой самописец (слева) и элемент инерциальной системы управления (справа).
13. Второй салон:
14. Третий (основной) салон:
15. Эти панели тоже пришлось восстанавливать:
16. Везде разложены мешочки с селикагелем - реставрация внутреннего убранства этого самолёта идёт полным ходом, и повышенная влажность тут абсолютно не нужна:
17. Кормовой люк:
18. Конец салона (но не моего репортажа). Дальше только хвост:
19. Пылесос:
20. Выглядываю из кормовой двери. Горизонт заваливается вместе со мной:
21. Пытаюсь выправить горизонт. Большую часть кадра занимает крыло Ту-144:
22. Возвращаюсь в третий салон:
23. Реставрация идёт полным ходом. Приводится в порядок обивка сидений, внутренняя обшивка, элементы декора, панели управления комфортом (индивудальные освещение и вентиляция) над пассажирскими сидениями и т.п.:
24.
25.
26. Бортовая кухня так же в процессе реставрации:
27.
28. Туалет:
29. Первый (передний) салон:
30. Взгляд в хвост, на второй и третий салоны:
31.
32.
33.
34. Места для ВИП-ов в первом салоне:
35. Заходим в кабину. Спереди сидят пилоты, за ними справа рабочее место бортинженера:
36.
37. Левый штурвал (т.е. штурвал командира воздушного судна) с кнопками управления:
38.
Объектив у фотоаппарата слишком большой для использования встроенной вспышки, поэтому на ряде кадров появляется предательское чёрное пятно внизу.
39. Штурвал второго пилота:
40.
41.
42. Рабочее место бортинженера:
43. Завершаем обход этого легендарного самолёта:
44. Переднее горизонтальное оперение (ПГО) позволяло существенно увеличить маневренность Ту-144 на малых высотах и уменьшить скорость при посадке:
45. Вид на шасси:
46. Носовая стойка. Её размеры внушают уважение:
47. Трап не вплотную примыкал к корпусу, поэтому нам пришлось совершать прыжки как при заходе в салон, так и при покидании самолёта :)
48. Правая основная стойка шасси:
49.
50. Снимок из-под ненагруженного крыла Ту-144. Музейному МиГ-29 не повезло - после повреждения гидравлической системы (вандалы пошутили?) его шасси сложились, и он упал на брюхо:
В завершение следует заметить, что хотя программа по созданию Ту-144 и была завершена успешно, эффективность затраченных средств вряд ли может радовать. Так, в общей сложности, самолёты Ту-144 совершили 102 рейса для Аэрофлота (из них 55 пассажирских) и перевезли в сумме немногим больше 3 тыс. пассажиров. Для сравнения: "Конкорды" за всё время своей эксплуатации перевезли более 3 млн. пассажиров.
Дополнительная информация:
Описание самолёта на сайте tupolev.ruСтатья в ВикипедииСайт команды волонтёров-авиареставраторовИх же группа ВконтактеБлог про восстановление монинского Ту-144 от
77106 Реквизиты для желающих помочь волонтёрам:
Карта Сбербанка: 4276 3800 2643 0319
WebMoney: R247810626609
ЯндексДеньги: 410011623912066