Оригинал взят у
olt_z_s в
Пропавший корвет Приветствую, ув. коллеги!
На этот раз в журнале Битвы за Атлантику будет отмечена годовщина еще одного события, не упомянуть о котором было бы явной несправедливостью. Сегодня поведу речь об маленьких корабликах, которым было суждено сыграть большую роль в подводной войне - о корветах.
Корвет родился, как дитя страшной потребности Великобритании в эскортных кораблях, чтобы заполнить образовавшуюся брешь в количестве противолодочных кораблей. Прототипом для его проекта послужило китобойное судно. Корветы давали на максимальном ходу 14-16 узлов, когда их противники- подводные лодки 17-18. Они имели небольшую длину и достаточную ширину, что позволяло им исполнять свои обязанности в плохую погоду пока большинство других эскортных кораблей могли быть сосредоточены только на собственном выживании во время шторма. Проект их корпуса позволял им, как говорили "скользить по мокрой траве", и они были пригодны для плавания, хотя даже самые суровые морские волки, служившие на них, во время сильных штормов сильно укачивались. Но свою службу корветы исполняли добротно и никогда не давали лодкам передышку из-за плохой погоды. В итоге приблизительно половина кораблей, охранявших североатлантические конвои. были корветами. Самым известным типом корветов были корветы типа "Флауэр", которые прославились в сражениях с немецкими подводными лодками. Кому интересно, как корветы несли свою конвойную службу, рекомендую
мемуары Д. Райнера. Отличная книга!
За время Битвы за Атлантику было потеряно более 20 корветов от атак подводных лодок.
12 августа сего года исполнился 71 год со дня первой удачной атаки немецкой лодкой корвета типа "Флауэр". И эта печальная участь выпала на долю британского корвета HMS Picotee (К63).
"Пикоти" вступил в строй 5 сентября 1940 года (построенный на верфи в Белфасте) и в дальнейшем нес службу в качестве эскорта североатлантических конвоев. Приписанный к 4-й эскортной группе, базировавшейся на Гринкок, он вышел в море утром 7 августа 1941. чтобы принять под охрану конвой ON-4, который двигался к Исландии.
Во время сопровождения конвоя корвет занял позицию в голове правой колоны конвоя, левую колону возглавлял траулер ПЛО "Айршир". 11 августа в 22:00 "Пикоти" передал световой сигнал на траулер, что перехватил радиосигнал неопознанной субмарины, которая находилась возле конвоя. На "Айршире" тоже приняли этот сигнал, но посчитали, что на корвете совершенно зря сосредоточили на ней свое внимание, так как координаты лодки были признаны с расхождением как минимум на градус долготы в отношении позиции конвоя. Однако, было признано, что субмарина находиться в милях тридцати восточнее конвоя и "Пикоти" решил занять позицию в "хвосте" конвоя, чтобы избежать возможной атаки на последние суда в колонах. Об этом решении с корвета сообщили на тральщик и это было последнее сообщение, полученное с "Пикоти". "Айршир" возглавил конвой.
В 01:50 12 августа "Пикоти" совершил маневр разворота и на полном ходу растворился в темноте. Спустя пять минут были слышны разрывы 6 глуб. бомб, корвет к этому моменту уже вышел из поля зрения траулера (видимость была не более мили). Не смотря на усиленное наблюдение ничего необычного замечено с "Айршира" не было, "Пикоти" был не виден и на траулере предположили, что корвет мог быть отозван на воссоединение с 4-й эскортной группой. Траулер продолжил свое сопровождение конвоя к Исландии.
Когда "Пикоти" не вернулся на базу, были сразу приняты попытки связаться с ним, чтобы уточнить его местонахождение. Но корвет на связь не вышел и не был найден самолетом, вылетевшем с аэродрома Исландии. Было предположено, что корабль погиб вместе с экипажем, после тщательного поиска корвета самолетами. Никаких его следов обнаружено не было.
Последующее расследование возможной судьбы пропавшего корвета дало некоторые результаты. Два офицера одно из торговых судов конвоя видели большое облако дыма и слышали звук выходящего наружу пара по направлению, где находился "Пикоти". Когда дым рассеялся, они видели нос корвета, возвышающегося над водой под углом в 45 градусов. Офицеры не заметили никакой вспышки, не слышали громкого взрыва - только "глухие звуки". Они были убеждены, что корвет не был торпедирован и взрыв произошел непосредственно на борту корабля. Расследование обстоятельств гибели корабля не привело к какой либо твердой обоснованной причине его пропажи и вопрос о его дальнейшей судьбе оставался открытым в течении нескольких лет.
Окончательная точка в решении проблемы пропавшего корвета была поставлена лишь после окончания войны, когда британцы начали изучение захваченных ими документов немецкого подводного флота. Было установлено, что "Пикоти" был торпедирован и потоплен немецкой подлодкой U568. Согласно записям ЖБД лодки, корвет был замечен ею вскоре после того, как на "Айршире" видели корвет в последний раз. ОN-4 был замечен U568 11 августа в 18:05*, о чем лодка доложил в штаб подводных сил. Дениц дал её командиру "добро" на атаку и приказал держать контакт с конвоем далее. В 20:05 лодка снова вышла на связь и доложила о наблюдении за конвоем. В 03:11 U568 выпустила торпеды по двум целям (корвет и танкер) и наблюдала попадание в корвет, который затонул. В течении часа лодка еще два раза атаковала суда конвоя, но каждый раз промахивалась. U568 поддерживала контакт с конвоем до 18:40 12 августа после чего потеряла его окончательно. "Пикоти" получил торпеду под мостик, после чего переломился на двое и затонул при последующем взрыве своих глубинных бомб. Весь экипаж : командир корвета лейтенант Рональд Артур Гариссон, 4 офицера и 61 старшин и матросов погиб. После уточнения обстоятельств гибели корвета, они перестали считаться пропавшими без вести и получили статус погибших в бою.
* здесь и далее указываю немецкое время. По отношению к британскому разница в один час.
Как обычно над разбором корпел Владимир Нагирняк.
P.S. Кстати, для лиц ,
борющихся с воинствующим ламеризмом и считающих, что корветы ходили на угле.. корветы были "нефтяниками". :-)