Ничто не ново под луной)))

Aug 12, 2012 13:54

Польское восстание 1863-1864 годов и первые "спецбоевки"

"30 объездчиков, с вахмистром Патковским, знающим хорошо местность и польский язык, он одел в отбитые у мятежников польские мундиры и, вверив их под команду состоявшего для особых поручений при военном начальнике отдела Новороссийского драгунского полка капитану Шварцу, приказал заезжать на помещичьи дворы и открывать оружие и расквартированных мятежников. Эта мера имела полный успех. Мнимо-повстанскую партию везде принимали, открывали им все сокровенные тайны, так что на следующие дни приходилось только, по указаниям их, арестовывать повстанцев и забирать лошадей мятежников, сбрую, мундирную одежду, обувь и скрытое оружие".

Прибыв в одежде повстанца в деревню Каменьчик, вахмистр Патковский стал расспрашивать нет ли где-нибудь по близости русского войска. На это ему отвечали, что накануне проходил через деревню отряд русских войск и требовал указания места, где сложено оружие и амуниция, и что солдаты хотя и производили обыск, но однако же ничего не нашли.
«Где же, - спросил вахмистр Патковский, - повстанцы, которые непременно должны находиться при заготовленных вещах? Пусть они придут ко мне».
Хозяин дома, у которого вахмистр Патковский остановился, тотчас же привел к нему четырех мятежников, которые, приняв его за своего товарища, объявили, что ими предводительствует капитан польских стрельцов Брешелли.
«Сегодня предстоит нам храбро сразиться с русским войском», - сказал вахмистр Патковский мнимым товарищам.
Повстанцы заметно оробели, услышав эти слова, а вахмистр Патковский, не подавая вида, что заметил их трусость, приказал помещику как можно скорее укладывать оружие и амуницию на повозки и все это доставить в обоз.
Когда укладка вещей на повозки окончилась, вахмистр Патковский предложил и помещику ехать вместе с ним в обоз, за получением квитанции. Помещик весьма обрадовался этому предложению и тотчас же отправился с ним. Лишь только они выехали со двора по направлению к деревне Можице, где расположен отряд майора Шварца, как вдалеке засверкали штыки русского отряда. Помещик бросился бежать, но уже было поздно. Авангард отряда задержал всех их и представил к отрядному командиру. По осмотре повозок и при допросе задержанных, в том числе и вахмистра Патковского - мнимого повстанца, последний сказал, что вещи, нагруженные в этих повозках, принадлежать помещику, ехавшему вместе с ним за получением квитанции от начальника. Для устранения подозрения, майор Шварц приказал всех арестовать. Отряд майора Шварца двинулся далее.

Пройдя несколько верст вахмистр Патковский снова был отправлен вперед, для продолжения поисков. Придя к одному помещику, также под видом повстанца, он начал расспрашивать нет ли у него скрытых повстанцев, так как он, будто бы, намеревался напасть на небольшой русский отряд, находящийся вблизи. Помещик отвечал ему, что ни у него, ни в деревне. нет повстанцев, но что в соседнем селе повстанцы расположены по квартирам. Вахмистр Патковский тотчас же хотел туда отправиться, но помещик убедительно просил его с товарищами остаться у него, и по крайней мере хоть закусить что-нибудь. Но лишь только принесли закуску и вино, как вдруг слуга прибежал к помещику с известием, что идут русские. Поднялась страшная суматоха. В эту минуту подходить к вахмистру Патковскому вахмистр Близнюк, тоже переодетый повстанцем (вахмистр Патковский называл его своим адъютантом), и спрашивает:
«Г. капитан, что мы будем делать? Биться ли нам с москалями, или бежать в лес?»
«Бежать в лес не следует, - отвечал вахмистр Патковский, - сразимся с москалями и разобьем их, если можно».
Услышав это, помещик с дочерями и всей дворней начали умолять их бежать в лес, говоря, что им жаль, если погибнут такие молодцы и красавцы. Долго они умоляли наших, и когда те притворно уже решились исполнить их просьбу, майор Шварц с своим отрядом неожиданно окружил помещичий двор.
Войдя в комнату, где находились вахмистры Патковский и Близнюк, майор Шварц спросил: «что вы, тут добрые молодцы, поделываете?» Затем он начал грозить им, что велит всех их расстрелять. Тут вахмистры, в притворном испуге, начали умолять его смиловаться над ними, так как помещик пригласил их лишь только позавтракать. Майор Шварц забрал мнимых повстанцев в плен и распорядился подвергнуть помещика штрафу за то, что он осмелился дать в своем доме приют мятежникам.

Снова пошли наши далее, а вахмистр Патковский с товарищами объездчиками, послан был вперед, по обыкновению.
Пришли объездчики в одну деревню и стали просить помещика, чтобы он спрятал их где-нибудь. «Нас преследуют москали, - говорили они, - а драться с ними мы не можем от чрезвычайной усталости». Помещик тотчас же согласился на это и начал прятать их по конюшням. Улучив удобную минуту, Патковский спросил у помещика нет ли у него еще других повстанцев, которые могли бы к нам присоединиться. «Тогда, - сказал он, - в случае, если русские откроют нас, мы сумеем дать им отпор». Вскоре помещик привел к ним 8 повстанцев, которых и спрятал, вместе с ними, в конюшне.
Лишь только он успел удалиться, как майор Шварц нагрянул в деревню с отрядом и начал расспрашивать у помещика, нет ли у него повстанцев. Помещик с клятвой уверял, что во дворе его нет мятежников, и что еще не очень давно он видел, как большая шайка повстанцев прошла в лес. Майор Шварц, не обращая внимания на эти россказни, приказал объездчикам обыскать двор и все строения. Что же оказалось? В конюшне было спрятано 16 вооруженных мятежников. Мнимых повстанцев, вместе с помещиком и с настоящими мятежниками, арестовали и повели далее, при отряде.
Забрав пленных, значительное количество оружия, амуниции и прочих военных снарядов, наш кавалерийский отряд, под предводительством майора Шварца, отправился на ночлег в местечко Избицу. Поляки, узнав о том, тотчас же послали гонцов к начальникам банд: Ширевичу, у которого под начальством было 85 мятежников, Пудкамеру - с 110 повстанцами, Соколу - с 75 и Брешелли, имевшему также довольно порядочную шайку, которая несколько поуменьшилась нашим старанием. Поляки советовали им напасть на нас в местечке Избицы, чтобы отбить оружие и прочие военные снаряды. Но к досаде мятежников, в подкрепление к нам прибыл в тот же день отряд пехоты, под командою майора Горбанева (командир 1-й роты Калишской бригады Пограничной Стражи) и мятежники, узнав о том, не осмелились напасть на нас.

На ночлеге в местечке Избице, майор Горбанев получил сведение, что в деревне Меховке находится предводитель шайки капитан стрельцов Брешелли, с состоящим при нем конвоем из 29 кавалеристов. По совещании с майором Шварцем, майор Горбанев потребовал вахмистра Патковского и объявил ему, что «ты должен, каким бы то ни было способом, захватить Брешелли». Русский солдат свято исполняет приказание начальства. Взяв с собой четырех объездчиков, в том числе и своего товарища, храброго и сметливого вахмистра Близнюка, вахмистр Патковский отправился с этой командой, предварительно переодевшим помещиком.
На утренней заре молодцы объездчики прибыли в деревню Меховку. Осмотрев местность, вахмистр Патковский расставил объездчиков в разных местах сада, прилегавшего к помещичьему дому; вахмистру же Близнюку приказал перелезть чрез забор и сквозь кустарники подойти к самому помещичьему двору, чтобы в случае нужды подать вахмистру Патковскому помощь. Окончив эти распоряжения, вахмистр Патковский отправился прямо во двор и так как еще было очень рано, то сначала зашел на кухню, где застал только одну молодую служанку. Поздоровавшись с нею, он спросил, где находится капитан стрельцов, к которому он имеет весьма важное дело.
«Он еще спит», - отвечала служанка.
Тогда вахмистр Патковский стал убедительно просить ее, чтобы она разбудила Брешелли. Служанка повела его во второй этаж дома и начала стучаться в дверь.
«Кто там?» - послышался голос.
Служанка отвечала: «Какой-то пан имеет к вам важное дело и непременно хочет видеться с вами».
Дверь отворилась и вахмистр Патковский вошел в комнату, Пожелав довудцу (начальнику шайки) доброго утра, вахмистр Патковский сказал ему, чтобы он как можно скорее спасался, так как русские уже близко и могут тотчас же напасть на фольварк.
«Откуда же выто прибыли?» - спросил вахмистра Патковского довудца.
«Из Избицы, прислан нарочно предупредить вас об опасности».
Брешелли тотчас же стал собираться и полуодетый выбежал в нижний этаж, чтобы проститься с гостеприимным хозяином. Вахмистр Патковский последовал за ним, и так как вся эта проделка казалась слишком длинной, то он сказал Брешелли, что если тот не скоро уберется, то он принужден будет уйти, чтобы и его не захватили вместе с ним.
«В какую же сторону надо нам направиться?» - спрашивал его Брешелли.
«Через сад, прямо в лес», - отвечал вахмистр Патковский.
В эту минуту раздались крики повстанских часовых: «русское войско здесь». Испуганный Брешелли бросился было в двери, но вахмистр Патковский так сильно схватил его за руку, что тот не мог высвободится. «До Бога, ратуйте» кричал он своим часовым по-польски, а вахмистр Патковский по-русски «сюда, наши». Стрелой прискакали его объездчики с обнаженными саблями, и лишь только завидели их повстанские часовые, как без оглядки бросились наутек. Оставив во дворе двух объездчиков и приказав помещику тотчас же распорядиться и приготовить повозку, вахмистр Патковский отправился вперед с арестованным Брешелли и с своей командой. Скоро догнала их повозка, на которой и доставлен вахмистром Патковским в отряд довудца мятежников Брешелли.

По захвате Брешелли, вахмистр Патковский, не теряя времени, опять отправился с восемью объездчиками вперед, для отыскания жандармов-вешателей, о которых Брешелли дал ему сведение.
Приехав в указанное место переодетым в одежду повстанца, вахмистр Патковский застал на помещичьем дворе четырех жандармов-вешателей, которым и приказал как можно скорее седлать своих лошадей, «так как москали де преследуют нас по пятам». «Сегодня нам придется драться с москалями», прибавил вахмистр Патковский.
Не успел вахмистр Патковский еще построить фронт из своих переодетых объездчиков, как уже жандармы-вешатели были на конях и спешили пристроиться к ним на левый фланг. Но тут вскоре показался майор Шварц с довольно сильным отрядом. Оробевшие повстанцы начали говорить, что лучше не вступать в бой с москалями, а бежать в лес. Вахмистр Патковский тотчас же приказал арестовать непослушных, а сам стал, для вида, приготовляться к бою. Окольной дорогой направился вахмистр Патковский к лесу и, обскакав его, неожиданно привез в свой отряд арестованных им четырех повстанцев.

Спустя несколько дней после этого случая, вахмистр Патковский, вместе с вахмистром Близнюком, снова отправился впереди отряда майора Шварца, переодетым в помещичье платье, для разведывания о жандармах-вешателях и о других повстанцах.
В местечке Избицы, в кондитерской, кому-то из соучастников мятежа удалось снять с вахмистра Патковского фотографически портрет. Когда последний прибыл обратно в Влоцлавск с несколькими арестованными им повстанцами, - военный начальнику князь Витгенштейн, объявил сему вахмистру, что к нему приезжал польский помещик и рассказывал, что его, вахмистра Патковского, фотографический портрет разослан уже ко многим польским помещикам. Этим помещикам, при этом, приказано было, что в случае, если вахмистр Патковский где-нибудь появится в повстанской одежде, тотчас же убить его. Поэтому князь Витгенштейн и запретил ему на будущее время переодеваться.

история, погранвойска, 1863

Previous post Next post
Up