Однажды прочитал в статье одного известного блогера следующую фразу "Вскоре будет мой репортаж по французским замкам Луары". И стало мне скучно. Снова замки, опять банальные маршруты, в сотый раз увидим очередного автора на фоне туристической бутафории, где до него снялись больше людей, чем индусов в Дели. Меж тем, Франция это крайне неоднозначная страна, абсолютно не ограниченная бутафорскими маршрутами "для галочки". Взять военную тематику 1943-1947 годов. Ведь столько интереснейших и драматических событий потрясали эту страну: сопротивление под командованием Де Голля, высадка союзников в Нормандии, преследование приспешников генерала Петена уже после войны. Все эти события оставили глубокие рубцы в истории Франции, и именно в поисках эти следов я отправился в эту страну в феврале 2010-го.
Как все начиналось
В связи с тем, что материалов много, а фотографий еще больше, то разделю отчет на три части. И в первой части коснусь тематики высадки союзников в Нормандии, имевшей место 6 июня 1944 года. С целью лично посетить места сражений я прилетел в городок Бове (Beauvais), что в 120км севернее Парижа, взял в прокат серебристый "Ситроен" и выехал в сторону западной Бельгии. В изящном, но немного бутафорском городке Брюгге (о нем расскажу при случае) у меня была запланирована встреча с друзьями, и затем, на следующий день, я выехал по приморской трассе Остенде - Дункирк - Кале.
Я возле отеля в бельгийском Брюгге, изучаю карту местности
Надо заметить, что планов было чрезвычайно много, назову лишь одну показательную цифру - мне предстояло за неполных 6 дней посетить 112 немецких бункеров, 20 мест боев, 6 точек где базировалась германская артиллерия. Замечу, что все эти пункты разбросаны на территории вытянувшейся более, чем на 300 километров в длину, и до 50 километров в глубину. Помимо сказанного, у меня были на руках билеты на паром компании P&O из французского Кале в британский Дувр, где я тоже намеревался посмотреть военные укрепления времен войны. Согласитесь, взял на себя слишком много?
В итоге реализовано было примерно 70% задуманного, что является отличным результатом. Из форс-мажорных неудач я бы выделил небывалый шторм в проливе Ла-Манш, от чего все паромное сообщение было прервано на несколько часов. Для меня такой расклад был критичен, ибо на Дувр я выделил всего 5 часов. Поэтому переправа на туманный Альбион не состоялась, и я взял путь на запад, в сторону прибрежных поселков на берегах Ла-Манша. Погода была свирепа в эти февральские дни, и оценив фотографии ниже вы можете подумать, что меня занесло куда-нибудь на Чукотку.
Кале - Болонь
Отрезок побережья тянущийся на юг от Кале и примерно до небольшого городка Балонь было мощнейшим форпостом немецких войск на всем побережье. Именно здесь Гитлер ожидал высадку союзников, и львиная доля сил была брошена именно на возведение тут сильнейшей линии обороны. Надо заметить, что контрразведка союзников сработала великолепно, а умело запущенная дезинформация ввела немцев в заблуждение. На самом же деле высадка произошла в совершенно другой части Франции, в Нормандии, что более чем в 250 километрах юго-западнее Кале.
Не являсь профессиональным военным историком, предлагаю всем интересующимся почитать подробнее про те события на соответствующих сайтах, например в
Википедии. Ниже можно посмотреть небольшой фотоальбом оттуда, где практически не пролилась кровь, и поэтому большинство укреплений сохранились достаточно хорошо -
Побережье Ла-Манша южнее Кале
В 20км южнее Кале расположена одна из артиллерийских батарей, откуда велся обстрел британской территории, что на противоположной стороне Ла-Манша. Батарея состояла из примерно 6-7 мощных укреплений, где располагались дальнобойные орудия. Одно из укреплений, называвшееся Todt (от имени основателя германского Стройбата,
Фритца Тодта) сейчас превращено в небольшой музей, зато другие укрепления, находящиеся неподалеку в лесу абсолютно не затронуты туризмом и вполне несут в себе определенную жутковатую энергетику -
Проехать далее по линии обороны не так просто - машина увязала в снегу на изначально грунтовой дороге, а колеса с летней резиной шли юзом -
И все же усилия стоили того, полчаса езды через поля и пролески на совершенно не предназначенной для таких дорог машине, и я у цели. Перед вами укрепления и орудие, с которого велся обстрел Лондона -
Отсюда до побережья Британии совсем недалеко, и белый скалы Дувра отлично видны, если вы залезете на любую из немецких батарей. Вот такой вид открывается на Ла-Манш с батареи -
Еще несколько километров и еще целая череда батерей -
Как уже было сказано выше, в этих местах практически не было сражений. Все повреждения что мы видим - результат сильнейших бомбардировок авиацией союзников. Практически все немецкие силы покинули эти укрепления еще до подхода американских и британских танков и пехоты. Двигаясь вдоль побережья нельзя не заметить бронетехнику времен войны, валяющуюся в разной степени сохранности. Местные жители все эти годы усиленно собирали все то, что приемлемо сохранилось, и весьма изящно разместили это прямо в своих дворах и на фермах -
Некоторые предприимчивые французы собрали достаточное количество техники для открытия собственного мини-музея, как например тот, что вы видите ниже. Таких "музеев" в тех местах не менее десяти. За вход они берут деньги (5-7 евро), но ничто не мешает вам сделать фото абсолютно бесплатно, зайдя с заднего двора -
Двигаясь еще южнее вы попадаете в крохотную деревушку Амблетез, известную своим морским замком и очередной серией немецких бункеров -
А вот и наиболее ценный и интересный объект - Ла Куполь, или говоря проще секретная ракетная шахта для ракет класса Фау, которым (к счастью) не суждено было поразить противника. Комплекс представляет собой более 7(!) километров подземных бункеров и тоннелей, которые открыты для посещений. Настоятельно рекомендую это место всем тем, кто интересуется военной историей. Их официальный сайт
www.lacoupole.com, и расположен объект рядом с городом St-Omer, что в 60км южнее Кале. Вот так купол шахты выглядит со стороны -
При ракетных шахтах функционирует тематический музей, посвященный разработкам ракет ФАУ. Подробнее об этом секретном проекте можно почитать
здесь. На этом заканчиваю рассказ о районе Ла-Манша и предлагаю проехать 250км на юго-запад в Нормандию, где происходили более чем знаковые события войны - высадка союзников, положившая начало открытию второго фронта.
Места высадки союзников 6 июня 1944 года
К сожалению (а для кого-то к счастью) места сражений превращены в сильно раскрученную туристическую бутафорию. Ощущение эмоционального погружения в ту трагическую эпоху смазывается. Везде указатели, проложены дорожки, организованы парковки, плюс толпы туристов. С одной стороны вроде бы и чудесно - вам не надо сильно напрягаться разыскивая в лесах секретный бункер, или немецкий танк "Тигр". Но с другой стороны не проходит ощущение, что вы попали в парк аттракционов. Другой фактор, который мне не понравился абсолютно - чрезмерная коммерциализация драмы развернувшейся в этих местах. Деньги французы желают буквально за все: любая выставка, мемориал, парковка. В отношении парковок замечу, что зимой парковки бесплатны и в будке нет смотрителей. Но приедете летом и увидите как резво с вам взыщут 4-8 евро за час стоянки посреди чистого поля. Удивили и платные туалеты внутри(!) музея, за вход в который вы уже заплатили деньги. На мой взгляд, это не просто казус, а неуважение к падшим героям. Показательно и то, что туалет принимал только монеты (которые были не у всех), но не купюры. Впрочем, оставим эти мелкие бытовые нюансы.
И все же не все так плохо. Коммерсантам от героики пока не удалось охватить все вокруг. Сохранилось немало мест, куда по прежнему вы можете довольно легко добраться и увидеть нечто естественное и живое. Без излишней бутафории и без толп туристов.
Практическая информация
Итак, союзники высаживались параллельно на протяженном участке побережья начиная от Ойстерхема (Ouistreham), что к северу от Каена (Caen) и до полуострова Корентин (Corentin), где, кстати расположен город Шербург - помните мелодию из "Шербургских зонтиков"? Таким образом заслуживающие интереса объекты разбросаны на весьма значительной территории протяженностью примерно в 100 километров. Побережье условно поделено на сектора: Sword, Juno, Gold, Omaha, Utah. Каждый из секторов штурмовался различными подразделениями армии союзников. Например Sword брала 3-я британская пехотная дивизия, Juno - канадские гвардейцы, Omaha - 1 и 29 пехотные дивизии и так далее. На мой взгляд, момент высадки союзников неплохо экранизирован в известном кинофильме Cтивена Спилберга "Спасти рядового Раяна" (Saving private Ryan), где речь идет как раз об Omaha Beach.
Немецкие позиции располагались на высоком берегу, что давало им все преимущества по отношению к атакующим. Посмотрите, как все это выглядит в реальности -
Обратите внимание на виднеющиеся вдали "островки" неподалеку от побережья. Это остатки мобильных причалов, которые в числе 146 громадных бетонных блоков каждый из которых весил до 10 тонн были установлены непосредственно пере высадкой союзников. Десантные корабли, с которых на берег высаживали тяжелую технику причаливали к этим блокам и посредством переброшенных от блока к блоку мосто-конструкций выезжали на берег. Ниже посмотрите как выглядели немецкие укрепления, располагавшиеся аккурат над побережьем -
В местечке Pointe du Hoc можно во всей красе оценить насколько жесткие бои тут имели место. Земля в радиусе нескольких километров изрыта огромными воронками, а от ударов с воздуха немецкие укрепления серьезно повреждены. Но оцените насколько мощными были эти бункера, что даже многодневные бомбовые удары не смогли подавить сопротивление фашистов. В этом месте штурм осуществляли американские рейнджеры под командованием полковника Джеймса Раддера (James Rudder) -