Среди туманов и облаков. V. Ореол.

Jul 07, 2023 17:37

27.06.23

Начало пути - 13:17, высота 1709 м.
Конец пути - 17:55, высота 1495 м.
Пройдено за день - 4,1 км.
Набор высоты - 435 м.
Сброс высоты - 649 м.

Седловина перевала Ореол.

Спутниковый снимок маршрута 27 июня. Красная линия - наш путь. Оранжевые линии - мой путь в радиалках. Красные кружки - места ночёвок под перевалом Ореол и на берегу р. Кынгарга.

Карта маршрута 27 июня. Красная линия - наш путь. Оранжевые линии - мой путь в радиалках. Красные кружки - места ночёвок под перевалом Ореол и на берегу р. Кынгарга.

Утро пятого дня похода было повеселее предыдущих. Дождь не капал, виднелись просветы синего неба. Но с севера регулярно тянуло новые облака, и дважды дождь начинался. В промежутке я успел прогуляться и почти до устья ручья, у которого мы стояли, и вверх до кулуара, по которому следовало идти на перевал Ореол. В своё время на сайте «Природа Байкала» состоялась жаркая дискуссия, стоит ли понижать категорию 1Б, данную первопроходцами. Те спустились к Белокопытке напрямую по сбросам, затратив на спуск 5 часов. Странно, что обернувшись, они не заметили кулуар, по которому на гребень чуть выше перевала можно подняться пешком. Вероятно, чтоб категорию не понижать - а то зря мучились, выходит. Но, к слову, сверху спуск в кулуар совсем не очевиден, и догадаться, что нужно пройти полторы сотни метров от седловины вверх, сложно. Так вот, опасаясь перепутать нужный кулуар, я и сходил посмотреть, как нам лучше потом подниматься.

Вид вниз по долине Белокопытки. Плоская гора вдали уже на другом берегу Китоя.

Вид на кулуар к перевалу Ореол.

Гора на другом берегу Белокопытки.

Очередной заряд дождя загнал нас в палатку на обеде, но затем тучи стало растягивать, были все признаки улучшения погоды. Мы решили собираться и идти вверх. Стало хорошо видно, что лес на вершине острого гребня, виденный нами накануне, забирается вверх по склону, закрытому от холодных ветров.

Перевал Китойский Восточный и лес выше 2 км.

Обойдя по зелёнке водопадную часть кулуара, мы спустились в каменное русло. Идти сначала даже стало проще. Всё-таки, изначально подъём уж слишком крутой был, хорошо, что склон больше частью был не покатым, а с множеством ступеней. Да и кустарники помогали подтягивать себя вверх, сохраняя устойчивость.

Кулуар.

В кулуаре встретили белую куропатку, ещё щеголявшую в зимнем наряде, потому особо красиво смотревшуюся на серых лишайниках. В верхней части кулуар стал покруче, началась сыпуха, но и нам пора было выбираться из него. Перейдя короткий участок подвижной осыпи из камней до 10 см, мы выбрались на безопасную зелёнку и вскоре были на водоразделе.

Вид с перевала Ореол на Китойский Восточный.

Седловина Ореола.

Вид в сторону спуска к Кынарге. Правее центра снимка видна гора Трёхглавая, в цирке которой мы окажемся на следующий день.

Автор на водоразделе.

Вид на массив Аршан.

Вид с седловины перевала на сложный спуск категории 1Б. Видны и кедры, под которыми мы ночевали.

Люди и рюкзаки теряются в масштабах гор.

Перевалы Четвёрка и Семёрка, от радиалки к которым я отказался.

Спустившись с перевала, сначала мы шли по руслу ручья и вдоль него.

Удаляемся от перевала.

Снежник над ручьём.

Перевал Египетский был изначально на нитке запланированного маршрута, но мы на него не пошли.

Скалистый склон за Кынгаргой.

Ближе к устью на ручье начались водопады, а в саму Кынгаргу он и вовсе впал каскадом быстротоков. Неприятной неожиданностью оказалось, что и сама Кынгарга изобилует водопадами, хорошо хоть некая тропка вдоль неё обходит все подобные места верхами.

Водопад на ручье из-под Ореола.

Водопады на Кынгарге.

Вид на перевал Артёмовский.

Кынгарга.

Наледь.

Второй неожиданностью оказалось отсутствие мест стоянок. Вот совсем не было мест, куда физически можно воткнуть палатку. Так мы и дошли до устья ручья из-под перевал Артёмовский, по которому, в отличие от верховий самой Кынгарги, в 2014 году сошёл сель, полностью изменивший ландшафт реки до нижних популярных водопадов. По тропе на участке выше стрелки мы тоже после селя не ходили; большая её часть оказалась разрушенной.

Турик.

Стена после селевого потока.

Это место ночёвки было плоским, ровным, но несмотря на это самым неудобным. Коврики полностью не гасили жёсткую холодную твёрдость камней. После ужина мне захотелось прогуляться вверх по тропе, начинавшейся по гребню между рекой и её притоком. Поднявшись на сотню метров, я наткнулся на бывшее зимовьё без одной стены. Погуляв в сторону, я вышел на малозаметную тропку, спускавшуюся к Кынгарге. И там меня удивили свежесрубленные, поставленные сохнуть деревца. Судя по всему, вместо старого зимовья, где-то возводится / возведено новое, иначе кому понадобилось бы лазить по крутым склонам. В итоге я спустился к наледи, перешёл по ней Кынгаргу, и из-за прижима оказался на другой стороне реки от палатки. Т.к. гулять я ходил в сандалиях, пришлось просить Катю перенести мне сапоги.