Пост, угодный Богу, и сокровище на небесах

Feb 24, 2015 02:33


Меня всегда несколько огорчало, что по богослужебному уставу на вечерне с чином прощения в Неделю Сыропустную не положено чтение паримии: в качестве напутствия на начинающийся Пост там бы идеально подошло чтение 58-й главы пророка Исаии:Взывай громко, не удерживайся; возвысь голос твой, подобно трубе, и укажи народу Моему на беззакония его, и дому Иаковлеву - на грехи его. Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу: `Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?' - Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте.

Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?

Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: `вот Я!' Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень; и будет Господь вождем твоим всегда,
Оно прекрасно гармонирует с евангельским чтением этого дня: Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
пророческое «Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте» не то же ли самое, что и евангельское «если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших»? Евангельское «если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» не о том же ли самом говорит, что и пророческое «разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо … тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень; и будет Господь вождем твоим всегда»? А слова «Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?» не имеют ли своим логическим следствием «когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры…»?

Словом, замечательнее, можно сказать хрестоматийное согласие Ветхого и Нового заветов, и жаль, что составители Устава прошли мимо него и оставили эту замечательную вечерню без столь назидательного чтения и вообще без паримии. Возможно, правда, это связано с тем, что в Византии эта вечерня не имела того значения, которого оно приобрело в традиции русского благочестия последних времен. В результате 58-я глава Исаии звучит-таки за великопостным богослужением, но в качестве рядового чтения на такой сравнительно малозначительной и уж во всяком случае малопосещаемой службе, как среда 6-й седмицы, когда и Пост, можно сказать, уже заканчивается. А будь оно положено на вечерне Прощеного Воскресения, то хорошо «задавало бы тон» начинающемуся посту.

Но, разумеется, не только со словами пророка гармонирует это евангельское чтение: смысл знаменитых слов о собирании сокровищ на небе, как мне представляется, становится прозрачнее, если мы обратимся к 1-му Посланию Петра (1:3-5):Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время.
Сопоставление евангельских и апостольских стихов наводит на мысль, что «сокровище на небесах» и «наследство нетленное, чистое, неувядаемое, хранящееся на небесах» - это, по всей видимости, что-то близкое, если не вообще одно и то же. И тут нельзя не вспомнить других слов из того же Евангелия: «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф.25:34). Вот оно - хранимое на небесах наследство: это ничто иное, как Царство, уготованное тем, кого, по словам другого Первоверховного Апостола, Отец избрал во прежде создания мира для святости и непорочности в любви (Ефес.1:3-4):Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви,
Сказанное в послании к Ефесянам заставляет вспомнить слова апостола Иоанна Богослова: «А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам. И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том… не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1Ин.3:23-24; 4:20-21). И тут опять можно вернуться к стихам из 25-й главы Евангелия от Матфея: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне… так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» (Мф.25:40,45).

Вот он - способ накопить сокровища на небесах, который был хорошо известен задолго до Христа: «Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его» (Притчи 19:17). И воздаянием этим становится не только различные дары от Бога в веке нынешнем и даже не просто наследие благ века будущего, а преображение в образ Божий: «Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2Кор.3:18), ибо «мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1Ин.3:2), а подобие это - прежде всего в том, что Он есть Любовь. Думается мне, что всё сказанное имеет отнюдь не последнее отношение тому, как проводить начинающийся Пост.

Священное Писание, экзегетические этюды, Священное Писание в богослужении

Previous post Next post
Up