Мне уже
приходилось писать о связи "Слушай Израиль" (
Втор.6:4-9) с Новым Заветом. А недавно еще одна мысль в голову пришла, когда я сопоставил "И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем и в душе твоей" с
пророчеством Иеремии о Новом Завете:Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом.
Интересно получается - "Слушай Израиль" (а это, не забудем, тот текст, который каждый иудей должен повторять утром и вечером, "ложась и вставая", на котором, по словам Христа, "висят Закон и пророки") уже задает в качестве если не нормы, то хотя бы идеала закон, написанный на скрижалях сердца ("да будут слова сии... в сердце твоем и в душе твоей"), т.е. именно то, что по Иеремии является отличительной чертой Нового Завета! Поэтому когда я слышу, что, мол, Закон (Тора) требует только внешнего формального соблюдения заповедей, а не того, что относится к внутренней жизни, то мне всегда хочется возразить - а как же "Слушай, Израиль!"? Требование возлюбить Господ всем сердцем и чтобы слова Закона были в сердце и душе - неужели это только внешнее, формальное?
И еще: очень интересную мысль я подчерпнул в книге Р.Хейза "Отголоски Писания в посланиях Павла" ("Echoes of Scripture in the letters of Paul"). Рассматривая особенности Павловой экзегезы Ветхого Завета, он обращает внимание на
2Кор.3:3,
18 ("вы показываете собою, что вы - письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца" и "Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа"). В первом он видит аллюзию (или, как он предпочитает говорить, отголосок) на
Иезек.11:19 ("И дам им сердце единое, и дух новый вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное") и вышеупомянутые слова Иеремии о Новом Завете (ну и я бы добавил, что можно еще и "Слушай, Израиль" вспомнить - см. выше), а вот второе место понимает очень интересно: речь идет о том, что характеристика Церкви Христовой как Народа Божия Нового Завета (или можно сказать - эсхатологического Народа Божия, что в общем-то одно и то же) - это "преображение в тот же образ от славы к славе").
На мой взгляд, мысль очень верная и по сути своей глубоко, на мой взгляд, православная (если ее "раскрутить" - сразу становится ясной важность аскетики, исусства молитвы, подвижнической жизни и т.п. - короче говоря, именно того, что является "коньком" исторического православия) - мы призваны к обОжению, к преображению. И при этом, получается, корни еще в Ветхом Завете - в "да будут слова сии в сердце твоем и в душе твоей": даже, может, лучше сказать, не корни, а семя, которое проросло в Новом. Вот как могут быть связаны Ветхий Завет, Новый Завет и практика духовной жизни!