Пророчество о возвращении 10 колен Израилевых и обращение язычников

Mar 17, 2013 15:16


Оригинал взят у klangtao в С форума
** Т.е. вы считаете, что пророчество о возвращении 10 колен исполнилось в Церкви, с присоединением язычников к народу Божьему? **

Вспомним слова из песни Отрока Господня у Исаии: "И Он сказал: мало того, что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля, но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли" (49:6). Ещё задолго до пришествия Христа размышление о том, как будут восстановлены и вернутся северные колена, растворившиеся в язычниках, с опорой на этот текст и многочисленные пророчества о будущем обращении народов подсказывала очевидный ответ: в лице язычников, в которых растворены, и вернутся.

Трудно сказать, насколько распространилось такое понимание, но не приходится сомневаться, что среди чающих прихода Мессии оно, по крайней мере, имело место. Обратите внимание на песнь Симеона: "ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля" (Лк.2:30-32). Почему "просвещение язычников" стоит на первом месте, предшествует "славе народа Твоего Израиля"? По значимости? Конечно нет - по времени и причинно-следственнной связи. Просвещение и обращение язычников - условие восстановления и славы Израиля.

Отзвуки этого звучат и в словах Иоанна Крестителя, о том, что Господь из камней сих может сотворить детей Аврааму.

А уж в собственно новозаветных текстах это говорится чуть ли не прямым текстом. Выше цитировалось:

А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, (Еф.2:13-15)

Откуда образ "двух, становящихся одним"? Правильно!

тогда скажи им: так говорит Господь Бог: вот, Я возьму жезл Иосифов, который в руке Ефрема и союзных с ним колен Израилевых, и приложу их к нему, к жезлу Иуды, и сделаю их одним жезлом, и будут одно в руке Моей. (Иез.37:19)

То, что у пророка относилось к северным коленам, "дому Ефремову", Павел применяет к язычникам.

Более очевидный и бесспорный пример:

И зачала еще, и родила дочь, и Он сказал ему: нареки ей имя Лорухама (Непомилованная); ибо Я уже не буду более миловать дома Израилева, чтобы прощать им. А дом Иудин помилую и спасу их в Господе Боге их, спасу их ни луком, ни мечом, ни войною, ни конями и всадниками. И, откормив грудью Непомилованную, она зачала, и родила сына. И сказал Он: нареки ему имя Лоамми (Не Мой народ), потому что вы не Мой народ, и Я не буду вашим Богом. Но будет число сынов Израилевых как песок морской, которого нельзя ни измерить, ни исчислить; и там, где говорили им: "вы не Мой народ", будут говорить им: "вы сыны Бога живаго". И соберутся сыны Иудины и сыны Израилевы вместе, и поставят себе одну главу, и выйдут из земли [переселения]; ибо велик день Изрееля! Говорите братьям вашим: "Мой народ", и сестрам вашим: "Помилованная"... (Ос.1:6-2:1, 23)

Пророк говорит о восстановлении Израиля, воссоединении двух "домов", и образ "не Моего народа", который станет народом Божиим и "не помилованной", которая станет помилованной прямо и однозначно относит к северному царству.

Что же пишут об исполнении этих слов апостолы? Правильно:

Петр, Апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии... вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы. (1Пет.1:1, 2:9-10)

Можно, конечно, плотно закрыв глаза на слова "вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам... и нелепому идолослужению" (4:3) утверждать, что адресаты послания - только уверовавшие из этнических иудеев диаспоры (противопоставленных, кстати, иудеям "неверующим, претыкающимся о Христа, камень соблазна, на что они и оставлены") но это противоречит логике Осии, где эти слова были отнесены только к дому Израилеву, а дом Иудин (Южное царство) никогда не был "непомилованным" (Ос. 1:6).

А аналогичное место у Павла вообще не оставляет место для превратного толкования: "дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе, над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников, как и у Осии говорит: не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную - возлюбленною. И на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога живаго" (Рим.9:23-26)

Поэтому-то и на апостольском соборе в Иерусалиме Иаков называет обращение язычников признаком восстановления скинии Давидовой: " Симон изъяснил, как Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое. И с сим согласны слова пророков, как написано: Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее, чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие ведомым от вечности" (Деян.15:14-18)

Об этом, свидетельствует и знамение Пятидесятницы. Для "иудеев и прозелитов", пришедших на праздник из разных стран, не было никакой практической необходимости благовествовать на языках их земель - арамейского и греческого хватило бы с головой. Но это иллюстрировало тот же принцип: Евангелие возвещено прежде иудеям, чтобы донесли до всех народов, которым, а не только им самим, оно предназначено. О чём и говорит Пётр в своей проповеди: "Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим, а также всем дальним (πᾶσιν τοῖς εἰς μακρὰν), кого ни призовет Господь Бог наш" (Деян.2:39). Правильно поняв этот месседж, церковное искусство, вопреки, казалось бы, букве нарратива, изображает в сцене Пятидесятницы представителей разных языческих народов вплоть до мифических кинокефалов.

Наконец, именно представление о коленах Израилевых, растворившихся в народах, чтобы войти в новый завет, заключённый с домами Израиля и Иуды (Иер.31:31) в лице самих этих народов, проливают свет на довольно загадочные слова Христа:

Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины. Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса. Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу. Иисус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому. Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. (Ин.12:20-24)

Какая связь между очередными словами о Господа о Его смерти и тем фактом, что его желают видеть эллины-язычники? Я вижу только эту: указание на то, что Израиль (северное царство), также прошёл, как и Он Сам (не надо забывать, о синкретичности образа Раба Господня в книге Исаии, который одновременно и символ Израиля, ср. 42:19, и личность Его Мессии) путём зерна - "умерев" в язычниках, чтобы принести многий плод, сделав эти народы сонаследниками обетований. Здесь есть много над чем порассуждать и в плане судьбы, исторического предназначения и возможной перспективы "отпавших ветвей", как о том говорится в Рим.9-11, и об историческом пути самой Церкви, Израиля Нового Завета, как "пути зерна"...

Священное Писание, экзегетические этюды

Previous post Next post
Up