Иов - "книга на вырост"

Oct 16, 2012 23:05

Оригинал взят у odziy в Традиция и друзья Иова
14 Человек - как он может быть чистым,
как рожденный женщиной будет праведен,
15 если Бог и Святым не доверяет,
и даже небеса для Него нечисты?
16 А что же человек - мерзкий и порочный,
что злодейство как воду пьет?
17 Я тебе объясню, а ты послушай,
расскажу о том, что сам я видел,
18 и что мудрецы возвестили,
и что от отцов их не скрылось…

Это говорит Элифаз, главный спикер из друзей Иова. Ужасно знакомая риторика. Очень «православная».
Мы все в говне греха. Покойные Отцы ответили на все вопросы точно и ясно. Твой личный опыт ничего не значит. Твои испорченные мнения кривы по определению (особенно если ты страдаешь.) Бойся наказаний за свои (со)мнения. Верь отцам.
Что тут не так? Это же про Предание.

Ссыль дать не могу: подзамок. Вынес с разрешения хозяина.Далее идут уже мои слова.
Мейнстрим традиции (что, как я понял, у христиан, что у иудеев) - это, по сути дела, купировать Иова до пролога и эпилога (причем это имеет корни аж в Новом Завете - см. Послание Иакова, где говорится о долготерпении Иова). Оно и понятно: "ходить бывает склизко по камешкам иным", поэтому о дерзновенном суде Иова с Богом предпочитали не говорить. Ну а важнее всего - в эпоху массовой религиозности более-менее эффективно работала "апологетика друзей Иова": "уклонися от зла и сотвори благо", "два пути пред тобой - избери жизнь", "Бог гордым противится, а смиренным дает благодать", "возмездие за грех - смерть" и т.п. (и не скажешь ведь, что это неправда! просто в этом - не вся правда).

Работало это потому, что, как говорится, "куда ты денешься с подводной лодки" :) - тогда, когда религия является "столпом общества", бросать вызов Богу было, что называется, "некузяво" не принято: были, конечно, всегда таковые, но их было мало. Спорить с Богом и вовсе отрицать Его существование не решались, будем говорить откровенно, не в последнюю очередь и из-за тривиального конформизма. Ну и потому не было особой необходимости как-то всерьез отвечать спорящим с Богом - достаточно было просто заткнуть им рот общеблагочестивыми словами в стиле друзей Иова (в принципе в этом и здравое зерно было, разумеется: среди бросающих вызов Богу на одного праведного Иова обычно приходится тысяча простых кощунников и хамов, которым в любом случае достаточно всего лишь уста заградить, а большее они и не воспримут). Соответственно и не было особой необходимости в экзегезе "серединки" книги Иова, да и в самом ее чтении (имеется в виду - не было как массового явления, т.к. всегда были люди, для кого это актуально лично).

Сейчас это уже не так: с самого начала Нового Времени человек все более и более спорил с Богом, и сейчас уже никакой конформизм не заставляет человека не бросать вызова Богу (чем, разумеется, пользуются прежде всего люди, мягко говоря, не самые достойные). Поэтому о том, о чем прежде традиция умалчивала, приходится говорить, и говорить всерьез (что, разумеется, несет за собой риски, от которых традиция как раз и стремилась уйти). Вот в этом-то смысле и оказывается, что Иов - "книга на вырост", попавшая в канон силой Промысла (по человеческому рассуждению ее там быть явно не должно - больно уж "неблагочестива"), книга, написанная может быть не столько для читателей прошлых веков, сколько для читателей той эпохи, когда явно или неявно бросать вызов Богу стало почти что обыденным. Пусть и не всех из "совопросников века сего" Иов прошибет (увы, как уже сказано, многие из них относятся к категории "рече безумец в сердце своем - несть Бог", а еще более просто конформистов, которые сегодня не верят в Бога по той же причине, почему их деды и прадеды могли считаться верующими, живя де-факто отнюдь не стремясь к Правде Божией; хуже всего с последними - "О будь ты холоден или горяч! Но ты тепл...", как говорится), но определенно есть категория среди таковых, представителей которой если что и способно "прошибить", так только Иов...

Священное Писание

Previous post Next post
Up