Япончик и акривия

Oct 20, 2009 00:24


Когда мы говорим о допустимости отпевании Иванькова-Япончика и возможности его покаяния, надо отдавать себе отчет в том, что речь идет не о его посмертной участи (если уж и впрямь он искренне покаялся - я на 99.9(9)% уверен, что это не так, но допустим, что и впрямь реализовался тот малый процент и я ошибся - то покойному по барабану, отпели его или нет либо что сказали над его гробом, если уж Сам Господь его оправдал), а о пользе церковной. Как верно говорит fater-go, Отпевание Япончика - это антимиссионерский шаг. Совершенно очевидно, что Церковь, поющая бандиту из бандитов "со святыми упокой" - теряет симпатии людей и их доверие. А пение Япончику "со святыми" на глазах у сотен преступников - это к тому же и развращение их душ. Дескать, вот так и живем - "крал, убивал, руководил наркобизнесом и прочей мерзостью... а потом "со святыми и вечная память"... И для этих. еще живых разбойников хороший, "благочестивый" образец биографии.

Именно потому, потому, что покойный (а) человек публичный, (б) слишком тяжкие грехи висели на нем и были основания его опасаться, Церкви необходимо было к принятию у Иванькова покаяния и последующему его отпеванию подойти "по всей" строгости. Вообще-то говоря, нормой при покаянии в тяжких грехах является возмещение причиненного грехом ущерба, если таковое возможно (например, в чине исповеди в Требнике есть слова вроде и аще кого ограбил - да воздаст). Это и надо было потребовать от него в качестве условия для отпущения грехов.

К человеку частному, "маленькому" можно и снисхождение проявить "по икономии", к публичному необходима акривия, ибо слишком большой резонанс. Кроме того, невозможно доверять никаким свидетельствам вроде "я знаю, что покойный искренне раскаялся в своем преступном прошлом", в т.ч. даже и от исповедовавшего его священника: того, кто так говорил, могли элементарно запугать, чтобы получить должное "свидетельство пред человеками". Поэтому необходимы объективные признаки того, что покойный перед смертью порвал с преступным миром: сдача "общака", например (причем не Церкви, дабы и не было подозрений в корвстолюбии, и под удар бандитского гнева ее не подставлять).

Тут уж неважно, в чем именно акривию проявить: или потребовать неформального покаяния (с отречением от братковского сообщества) как условие для христианских проводов, либо сказать соответствующее напутственное слово - например, Вот видите, дорогие, как плохо быть бандитом! Вот мы помолились об усопшем, а грехи-то вопиют! Не успел покойничек плодов покаяния принести! Так что нам остается только смиренно просить милости от Господа. А вам, дорогие братие, стоит сотворить достойный плод покаяния, прежде, чем настигла смерть внезапная.

Только в этом случае не было бы соблазна, только тогда проводы Япончика в последний путь не принесли бы Церкви вреда. Увы, всем понятно, что как первое, так и второе абсолютно нереально - все дело в страхе, в корыстолюбии,в угодничестве перед сильными мира сего. Вот мы тут в ЖЖ С пеной у рта спорим, насколько искренним было предсмертное покаяние Япончика, можно ли было вообще отпевать, и если можно - то как и т.п., но при этом все прекрасно понимают, что в нашей нынешней ситуации не отпеть его никак не могли: "сильным мира сего" (а бандиты - власть, пусть и теневая) церковный истеблишмент "ничтоже супротив" сказать не дерзнет, ограничиваясь обличением тех, кого обличать легко и безопасно :(

Я думаю, что нечто подобное тому, о чем я говорил, было бы возможно только в одном случае - если бы к этому делу прямо подключился Святейший, причем не постфактум, а до отпевания (хотя бы потому, что снял ответственность со священников и вывел их из-под удара: мол, что я - я человек маленький, а мне сам Патриарх запретил отпевать, потребовал предъявления условий для покаяния или велел такое слово сказать). Но в общем все понятно, что такое от Святейшего жать - увы утопия, разве что его к этому подвиг бы Путин. Что, впрочем, еще большая утопия...

Япончик, криминал, покаяние, православие

Previous post Next post
Up