В ходе обсуждения темы
О покаянии на одре не мог не всплыть вопрос "а как же благоразумный разбойник?" (
тут и
тут). Постараюсь высказаться.
Что же сделал благоразумный разбойник? Он исповедал Висящего на соседнем кресте Мессией, Царем, причем сделал это тогда, когда такое никому и в голову прийти не могло, т.к. распятый Мессия - абсурд с точки зрения иудеев: Мессия - это царь, который освободит Израиль от власти язычников, а если он не только не освободил Свой народ от них, а сам был ими казнен - какой же это Мессия? Тем не менее разбойник полностью уверен в грядущем воцарении Иисуса (помяни меня, Господи, когда придешь во царствии Твоем) и потому просит Его вспомнить о себе - это означает полный переворот в его взглядах на мессианство, подлинное "изменение ума", а ведь именно ложный взгляд на мессианство со стороны большинства Израиля и был причиной того неприятия служения Иисуса, которое и привело Его на Крест. Таким образом, разбойник совершил еще и отречение от "злых обычаев", разделяемых им с большинством его народа.
Исповедание разбойника не было и актом тайным - у Креста стояли люди, и кто-то их стоящих мог его слышать (как еще иначе эта история в Евангелие попала-то?). Так что это было публичное исповедание разбойником веры в Иисуса "со всеми вытекающими" (кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими), да к тому же он еще защитил Иисуса от поношений их товарища по несчастью - это тоже немало (он явил милость). Таким образом, разбойник еще и послужил примером для многих.
Таким образом, мы видим, что покаяние разбойника не состоялось исключительно "в душе" (т.е. не было чисто сентиментальным переживанием), а имело даже в тех экстраординарных условиях вполне осязаемые плоды (это к вопросу о том, что якобы "Япончик не успел принести плоды": было бы истинное покаяние - были бы и плоды, а если уже в таком положении, что в принципе не может быть никаких плодов - "поздняк метаться", как говорится). Ну и какое это имеет отношение к Япончику, даже если тот гипотетически мог сильно сожалеть о делах своей жизни? Однако мы видим, что оное сожаление, даже если и было, ни каких плодов, увы, не дало...
Вот если бы на месте формально православного (крещеного) Вячеслава Иванькова был бы какой-нибудь лидер чеченской преступной группировки Ушат Помоев, и тот перед смертью крестился бы - тогда это было бы действительно покаяние сродни разбойническому: он исповедал Христа и отрекся от заблуждений своего народа. Это было бы и свидетельством для многих, даже если бы ничего иного он бы уже не успел совершить. Для бывшего всю жизнь нехристем и такой "малости" достаточно, а вот с формально православного Иванькова спрос больше...