О покаянии на одре

Oct 16, 2009 11:49


В ходе обсуждения покаяния Япончика и возможности его церковного напутствия в последний путь ( тут и тут), столкнулись, как мне думается, два представления о покаянии. Согласно первому, по всей видимости, достаточно некоего сожаления о совершенном грехе, чтобы можно было это считать подлинным покаянием - во всяком случае, на смертном одре. Согласно ( Read more... )

Япончик, аскетика, покаяние, православие

Leave a comment

mikhail_zeleny October 16 2009, 09:44:47 UTC

Знаете ли, не все надо вычитывать в Евангелии - надо и голову иметь. Я разделяю грехи на те, что совершены против ближнего и те, что против самого себя (и есть еще грехи против Бога, конечно). Привести к погибели могут и первые, И вторые и третие, разумеется, но первые требуют еще и возмещения ущерба, и в Евангелии мы видим тому примеры (Закхей)Если он умирал в коме, то каких плодов Вы требуете?

А надо четко понимать, что "поздняк метаться" - раньше надо было думать! это ведь бесчеловечно (с Вашей стороны уже).

Да? А на мой взгляд - бесчеловечно оставлять в людях иллюзию, что можно спастись ничего в своей жизни не меняя, ограничившись только неким абстрактным "сердечным сокушением" за пять минут до смерти. Нет уж, извините: если уж сокрушение - так уж задолго до смерти, а плоды такого сокрушения не могут не быть видимы (речь, разумеется, не идет о том, чтобы "сокрушаться" напоказ - просто если есть сокрушение, этого нельзя не заметить).А внешность как же часто обманчива.

Не до такой же степени-то!Это критерий? это давно уже названо народом "лицемерием", "ханжеством" и проч. нелестными эпитетами. И что за вечное желание судить не своих рабов?

Как вот интересно-то - обычное стремление назвать черное черным называется "судить не своих рабов"! И еще: некогда действительно была так крайность, что мытарей и подобного рода публику гнушались настолько, что не способны были видеть, что и те способны покаяться. Но сейчас-то крайность совсем другая и почему-то многим хочется видет покаяние там, по моему глубокому убеждению его нет и в упор не было.

Reply

mikhail_zeleny October 16 2009, 09:50:08 UTC
А на мой взгляд - бесчеловечно оставлять в людях иллюзию, что можно спастись ничего в своей жизни не меняя, ограничившись только неким абстрактным "сердечным сокушением" за пять минут до смерти.

Бесчеловечно по той причине, что вселяя эту иллюзию, мы много душ погубим, не ориентируя людей на то, что каяться надо заранее. Разумеется, только Бог может читать в сердце и чисто теоретически возможно, что у человека за 5 минут до смерти настолько сильное сокрушение, что Он примет и это, но надо ж четко понимать, что это исключение, а в нашем представлении оно стало чуть ли не правилом! Это и удручает...

Reply

ba_tenka October 16 2009, 10:47:09 UTC
"Разумеется, только Бог может читать в сердце и чисто теоретически возможно, что у человека за 5 минут до смерти настолько сильное сокрушение, что Он примет и это, но надо ж четко понимать, что это исключение, а в нашем представлении оно стало чуть ли не правилом! Это и удручает..."

Точно, Миш, тогда можно предложить комплекс мер спасения грешников, чтобы им перед престолом было хоть как-то сподручнее представать:

1. Психологический тренинг с целью разъяснения негативности поступков грешника...
2. Публичное осуждение. В белых клобуках можно заставлять сидеть пару месяцев в публичных местах, чтобы любой мог подойти и пнуть.
3. Мучительная смерть. Можно на костре.

Тогда можно будет повысить процент оправдания преступников в глазах Христа.

ЗЫ Если честно, я по судам-то в итоге не могу понять, как дело было на самом деле, самые обсужденные исторические события неясны, а мы зачем-то желаем сказать, что такой-то уж точно не может быть спасен, сколько молитв над ним не читай.

Миш, из цитаты, которую Вы привели, следует, что грешнику можно указать на его грех, чтобы он исправился. Но вот ни разу апостол не говорил, что для пропаганды частой исповеди надо утверждать, что вот этот вот грешник ни в жизнь не спасется, даже если бы он и раскаялся перед смертью.

Мой личный опыт говорит о том, что любая болезнь, особенно тяжелая, больная, приближает человек к Богу, заставляет опомниться. Просто начинается такая беседа между Богом и человеком, от которой человек бегал всю жизнь.

Поэтому решение о его месте будет принимать Христос, на похоронах убийц и насильников будут петь псалмы, а христиан в это мире в итоге все равно ждет поражение, поэтому искать в нем справедливости бесполезно.

Побеждать они будут уже в мире ином, где количество свечек перд твоим гробом явно не будет иметь значения.

Reply

+1 capt4net October 16 2009, 15:31:09 UTC
Согласен с тобой, Михаил

Reply

lafinur October 16 2009, 09:53:32 UTC
Иметь голову, чтобы намножить сущности? зачем? если Вы вводите для себя какие-то разделения грехов, то хотя бы не считайте, что это вдруг стало реальностью. Пьянство вот прямо названо препятствующим спасению. А Вы относитесь к этому явлению более чем мягко. Это личное, не нужно только из этого делать общего правила. И опять же из личного убеждения, что и когда нужно делать, Вы навязываете свою точку зрения всем - "раньше нужно было"... ну примите, что не Вам это решать относительно каждого человека... вообще лучше это "нужно было" еще до совершения проступка, тогда вообще снимается вопрос. Ни у кого никаких иллюзий нет, никто массово "в бандиты" не идет, поэтому опять же не нужно приписывать людям несвойственные им впечатления. Внешность же обманчива до любой степени, опять Вы обобщаете лично свои эмоции, забывая просто об исторических примерах. "Стремление назвать" в отношении не себя, любимого, а других - как раз и называется "судить не своих рабов", это если по евангелиям (слова, кстати, самого Христа). Осуждению подлежит грех, а не грешник. А грех подлежит осуждению в смысле нас самих, а не ближних или дальних. Т.е. обсуждая неправильность того или иного поступка мы это делаем относительно себя самих, а не других. Тогда это нам к пользе. А не иначе. Кому же где "хочется" что-то видеть, это неважно, т.к. может говорить об огромном спектре человеческих эмоций - от бесконечной доброты до бесконечного цинизма. Добрый видит в других добрых, циник - циников, кот - котов, пес - псов. Мы видим вокруг лишь свои отражения, отсюда простой вывод о том, что происходит с нами самими...

Reply


Leave a comment

Up