Еще о мытарствах

Apr 12, 2009 23:50


В продолжении моего постинга О мытарствах, или отделение мух от котлет выношу из комментов у sergeyhudiev, который пишет: - беда этих повествований в том, Христос и Его крестная Жертва, торжественно вспоминаемая за каждой Литургией, оказываются совершенно невостребованными. Мы входим в Страстную Седмицу, вершину литургического года, когда воспоминаются события, лежащие в самом основании нашей веры и надежды, когда весь строй церковной жизни устремлен к тому, что сосредоточить наше внимание на Спасителе и том, что Он для нас сделал, при чтении же «мытарств» складывается впечатление, что бедная Феодора совершенно не в курсе всего этого. Более того, вся драматургия «мытарств» тут же бы обрушилась, явись в кадре Христос - примерно также, как она и обрушивается, например, у св. Иоанна Карпафского: С угрозою и бранью дерзко нападает враг на душу, только что исшедшую из тела, являясь грозным и страшным обличителем в падениях ея. Но можно видеть тогда и то, как боголюбивая и верная душа, хотя многократно прежде уязвлена была грехами, не боится его нападений и угроз, но паче его является сильною в Господе, окрыляется радостью, воодушевляется мужеством, видя сопровождающие ее небесные силы и как стеной ограждающий ее свет веры, и с великим дерзновением взывает против злого диавола: что тебе и нам, чуждый Богу? Что тебе и нам, сверженный с неба и раб лукавый? Не имеешь ты власти над нами; власть над нами и над всем имеет Христос, Сын Божий; Ему мы согрешили, Ему и ответ дадим, имея ручательством милосердия Его к нам и спасения в Нем честный Его крест. Ты же беги дальше от нас, окаянный. Ничтоже тебе и рабам Христовым. - От таких дерзновенных слов души убежит наконец диавол, раздирающий испуская крик, в бессилии устоять против имени Христова; душа же, превыше его сущи и паря над врагом, заушает его, как так называемый быстрокрыл над вороном. - После того она в радовании переносится божественными Ангелами в определенное ей по ее состоянию место (св. Иоанн Карпафский. Увещательные главы, гл. 25).
Собственно, в присутствии Христа единственный ответ бесам - да идите вы лесом, гопота, не ваше собачье дело. Вся эта торговля с употреблением сверхдолжных заслуг возможна только в ситуациии, когда Христос присутствует в кадре не больше, чем в какой-нибудь «Египетской книге мертвых». Св. Апостол сказал своим преследователям - «Требую суда кесарева!», и никто не вякнул, отправили его к кесарю. Не могли, не посмели сказать - какого тебе еще суда кесарева, мы с тобой щас по-свойски разберемся. Потому как кесарь был главный в этом государстве, и кесарь даровал Павлу римское гражданство, и соверши Павел хоть госизмену, он кесарю и подотчетен. . Я не люблю междоусобных сетевых препирательств, но думаю, что тут должен высказаться - потому как на Страстной видеть забвение Господа и Его спасительных деяний особенно огорчительно.
Мой ответ:
С праздником, Сергей!

Полностью с Вашей мыслью согласен. Вообще, я уже писал о том, что в вопросе о мытарствах надо различать два аспекта: саму реальность бесовских нападений на отходящую (или недавно отошедшую) от тела душу и конкретное богословие, скажем, того же "Жития Василия Нового". Первое, думаю, отрицать просто неразумно (много есть свидетельств тому, что таки нападают), второе, так скажем, весьма сомнительно, если только не понимать его сильно аллегорически. Насколько я понимаю, т.н. "отрицатели мытарств" вроде Вас или о. Андрея критикуют именно второе, а не первое.

Ну а отражаются бесовские нападения, как вы Верно сказали, Именем Иисуса Христа - что в этой жизни, что на этапе исхода души из тела. Причем даже не в том дело, что надо быть "всегда готовым" (как пионер :)) сказать бесам - "идите лесом, а не ваш, а Христов" - это означало бы надеяние на свою стойкость, на свою уверенность в том, что в трудный момент смогу призвать Христа, а не надеяние на Христа как таковое. Дело в другом: Христос Своих бесам не отдаст, Он своих у бесов отобьет, отберет (Сам ли, или руками Своих ангелов - не важно). Другое дело - кто Ему не свой...

И тут возникает интересная возможность богословски корректно истолковать мытарства Феодоры из Жития Василия Нового подобно тому, как в свое время преп. Максим Исповедник православно истолковал "Ареопагитики", вышедшие из монофизитской среды. Да, Христос вроде бы в рассказе о мытарствах Феодоры явно не присутствует - дело в том, что Он присутствует неявно, как бы за кадром.

Что такое мытарства из этого рассказа? Прение ангелов и бесов за душу Феодоры. Но ангелы-то чьи? Христовы, конечно. Христос душу Своей рабы бесам не отдает, посылая ангелов для того, чтобы отнять ее у них. И все эти мешочки с золотом заслуг и молитв старца, которыми ангелы выкупают и бесов душу Феодоры - это не какая-то глубокая онтология, а просто способ, грубо говоря, заткнуть бесам рот: вы говорите, что она ваша? а вот нате вам, выкусите-ка!, т.е. другая форма сказать а пошли-ка вы, ребята, лесом. Уверен, что не будь вообще никаких заслуг, но присутствуй факт веры и покаянного мытарева плача о своих грехах - ангелам и тут нашлось бы, что сказать бесам. Суть-то не меняется: Христос своих бесам не отдаст - Он уже сходил в уготованный им ад и, как говорится, разнес эту халабуду в дребезги и пополам, так что этой братве в отношении души умершего в вере нечего и ловить.

Разумеется, я полностью отдаю себе отчет в том, что мои слова - именно что истолкование. Можно, разумеется, понять рассказ о мытарствах блаженной Феодоры и иначе - по пеллагиански или в смысле "сверхдолжных заслуг" и тому подобного. Но если мы хотим сохранить этот рассказ в корпус православного Предания, а не отвергнут его как еретический, то мы должны истолковывать его именно так, как я показал выше.

Худиев, сотериология, богословие, православие

Previous post Next post
Up