О диалоге со старообрядцами

Apr 27, 2009 12:17


о. Димитрий Карпенко (которого я от всей души поздравляю с протоиерейством) в теме у 3-rome сказал о некоторых практических шагах, которые, с его точки зрения, надо бы сделать для развития диалога со старообрядчеством:- совершить соборную оценку деяний Большого Московского Собора,
- наложить запрет на практику обливательных крещений (вплоть до прещений) когда таинство совершается не в экстраординарных условиях
- восстановить единоверческий епископат
- до сего времени нашему епископату изучить старый обряд и хотя бы раз-два в году служить в единоверческих храмах
- было бы совершенно замечательно, если бы архиерейские службы в единоверческих храмах возглавлялись Предстоятелем Русской Церкви
Я это так прокомментировал: - совершить соборную оценку деяний Большого Московского Собора,
Насколько я понимаю, она уже совершена вменением его антистарообрядческих анафем в "якоже не бывшие"- наложить запрет на практику обливательных крещений (вплоть до прещений) когда таинство совершается не в экстраординарных условиях
Согласен, но в полной мере это возможно только в отношении детского крещения, если в храме нет баптистерия. Как прикажете крестить взрослого погружательно при его отсутствии? Ладно, летом в сельском храме (да и то не во всяком - не везде рядом есть должный водоем) еще можно пойти на реку или на озеро, а зимой что делать? Ну а большом городе типа Москвы в открытом водоеме крестить нереально и летом.

В общем, если есть в храме баптистерий - можно (и нужно) крестить взрослых погружательно, нет - те самые "экстраординарные условия". Другое дело, что надо баптистерии строить... - восстановить единоверческий епископат
Это, на мой взгляд, неправильно - получается как у католиков, когда на одной территории может быть два епископа: латинский и униатский. Это неправильно - епископ на данной территории должен быть один, никаких экстерриториальных епископов (а как я понимаю, под "единоверческим епископатом" понимается именно это - отдельные епископы, которым экстерриториально подчиняются единоверческие приходы) быть не должно.- до сего времени нашему епископату изучить старый обряд и хотя бы раз-два в году служить в единоверческих храмах
- было бы совершенно замечательно, если бы архиерейские службы в единоверческих храмах возглавлялись Предстоятелем Русской Церкви
А вот с этим нельзя не согласиться.
Но, собственно, дело даже не в том, что я о. Димитрию ответил. а о таком подходе к "диалогу", который я, мягко говоря, одобрить никак не могу.
3_rome вынес процитированные выше слова о. Димитрия в отдельную запись, на которую sotrudnic дал такой комментарий: Надеюсь, старообрядцы сделают встречные шаги?

- совершат соборную оценку деяний протопопа Аввакума со товарищи
- расширят список экстраординарных условий (в частности, городские приходы, где нет баптистерия и небогатые, чтобы их построить, приравняют к безводной пустыне)
- восстановить они ничего не могут, ну да и ладно
- изучат новый обряд и хотя бы на дни памяти святых, служивших по новому обряду, будут служить так
- будут ходить на службы в новообрядные храмы, ради культивирования братской любви

Будут конкретные шаги - будет и результат. Тогда, возможно, станет ясно, как двигаться дальше. Некоторые вопросы отпадут, некоторые обозначатся по новому. Но будет главное - движение...
На мой взгляд - тезисы вполне здравые: с чем-то можно поспорить, но в общем и целом нельзя не согласиться с тем, что у пребывающих в единстве должно быть единое мнение на какие-то важнейшие вопросы, а также с тем, что единство в вере должно проявляться в молитвенном общении. Тем не менее 3_rome ответил: A priori очевидно, что староверы сего не примут. Соответственно, вопрос о диалоге закрываем навсегда?

Вот этого-то я никак не могу понять: неужели можно на полном серьезе считать, что в диалоге со старообрядцами какие-то шаги делать должна только "новообрядческая" сторона? Если это называть "диалогом", то я в таком случае вообще не понимаю, что такое диалог...

старообрядчество, православие

Previous post Next post
Up