Навеяно темой
d_stefan оглашение или ликбез, а также сообщением
fater_go в его теме
День трех семерок: 07.07.07:
Я бы отлучал от причастия брачующихся в этот день на год!и
П.С. Епитимия(отлучение) не для кары, а для исправления человека.
Судим не человека, а грех. Судим само явление(в частности ересь и непослушание Церкви).и
Иногда приходят люди на исповедь вообще "нулевые". Вот их и буду отлучать.Принципиально я с
о.Георгием согласен - другое дело, что как я ему сказал,
не просто надо отлучать (а то иной и не вернется в Церковь), а сделать епитимью (и шире - покаянную дисциплину) шагом к воцерковлению, а точнее даже было бы сказать - не шагом, а путем. Иначе епитимья будет уже не врачестством, а наказанием.
Более того - я бы позицию
о.Георгия в каком-то смысле ужесточил: строго говоря, подлежат епитимье не только такие, как он пишет, а вообще все, кто "крещен, но не воцерковлен" - по букве и духу церковных канонов они являются отпадшими от Церкви, нуждающимися в воссоединении с Ней через покаяние. Всем им перед вступление в церковное общение необходим покаянный искус (какой уж именно - год, месяц, неделю или три дня - это уж вопрос пастырский). Только в этом случае вышеупомянутое "отлучение на год" имеет смысл и не превратится в способ окончательно отвратить человека от Церкви.
Для того, чтобы вышесказанное не было пустыми словами, предшествующий вхождению в церковное общение более или менее значительный промежуток времени должен быть наполнен не негативом (человека не допускают до Причастия), а позитивом - это должно быть, как и подобает периоду покаяния, время, интенсивно насыщенное духовной жизнью: человек должен усиленно поститься, молиться, слушать радио "Радонеж", читать Слово Божие, исправлять всяческие греховные "неправильности" в своей жизни, творить добрые дела (милостыня, помощь нужающимся) и т.п. При этом он не должен оставаться без церковного попечения в это непростое время (понятное дело, что искушения не могут не наброситься) - наоборот, проходимый человеком покаянный путь должен сопровождаться особой пастырской заботой и попечением о нем. Наконец, финал этого нелегко пути, а именно возвращение человека в церковное общение, должен быть для него торжественным, праздничным событием. (понятно, что все вышесказанное - некий идеал, который далеко не всегда в нашей реальности можно воплотить в жизнь, но уж во всяком случае это должно быть нормой и ориентиром для пастыря, ну а уж в какую меру из всей этой программы он сможет воплотить в жизнь и как именно воплотить - это уж вопрос его пастырского рассуждения).
Короче говоря, мы приходем к чему-то подобному древней покаянной системе, существовашей в ту же эпоху, что и система оглашения и ушедшая "на покой" тоже примерно одновременно с последней, постепенно сменившись современной практикой тайной исповеди. Но есть одно существенное отличие обстоятельств нынешнего времени по сравнению с той эпохой, а именно то обстоятельство, что ориентирована эта система должна быть не столько на людей церковных, но отпадщих от Церкви, как в древности, сколько на тех людей, кто "крещен, но не воцерковлен", т.е. кто крестился в детстве, но рос не в воцерковленной семье (либо даже взрослым, но не сознательно, не воцерковившись после этого) и в церковной жизни практически не участвовал (т.е. крестившись, отпал от Церкви). В отличии от древних, такие люди еще и не научены основам веры (в древности-то было оглашение, и худо-бедно вере были научены все христиане), и поэтому крайне желательно совместить покаянный период в жизни воцерковляющегося с таким научением.
Иными словами, вполне разумным видится в этом свете практика огласительной системы о.Георгия Кочеткова, когда воцерковление "крешеных, но нецерковных" объединялось с оглашением готовщихся ко крещению - разумной из чисто практических соображений, т.к. проходящим покаяние "крешеным, но нецерковным" научение необходимо не менее, чем оглашаемым в собственном смысле этого слова, а им, в свою очередь, не менее необходим в процессе оглашения покаянный искус, чем несущим епитимью кающимся. Не надо смущаться в этом вопросе тем, что сам о.Георгий мог мотивировать это несколько иначе, опираясь на свою теорию "полных и неполных членов Церкви" (которая на практике приводит к вещам совсем уж завиральным, когда некоторые люди в Братстве "неполным членом Церкви" считают всякого, кто не прошел оглашения, как свидетельствует
priestal тут) - дело, повторяюсь, в том, что воцерковление "крешеных, но нецерковных" должно идти через покаяние, а т.к. они еще и не научены вере, покаянию должно сопутствовать научение, практически то же самое, что и при оглашении.
Понятно, что такая покаянная система должна быть литургически оформлена, т.к. жизнь в Церкви есть жизнь прежде всего богослужебная, литургическая. О литургическом "оформлении" оглашения
мне уже доводилось говорить, есть смысл сказать несколько слов и подобном "оформлении" воцеркволение через покаяние, режде всего его завешающей части - вступления в церковное общение (разрешения от прещения и, соответственно, первое Причастие).
В принципе такое литургическое "оформление" есть и сейчас - это нынешний чин исповеди с разрешительной молитвой, ведущий свое начало (см., например классический труд В.Алмазова "Тайная исповедь") от древних чинов принятия кающихся в общение. Т.е. по идее было бы достаточно просто того, что священник прочтет над воцерковляющимся разрешительную молитву (благо в Требнике помимо известной всем нам молитвы "прощаю и разрешаю" есть и специальна ямолитва на разрешение епитимьи - она, на мой взгляд, в данной ситуации более уместна). Но поскольку сейчас значение этого чина нивелировалось из-за того, что над каждым церковным человеком разрешительная молитва читалась не единожды и уже не воспринимается как нечто уникальное или во всяком случае достаточно редкое (чем и должно быть по идее разрешение прещения), то желательно только этим не ограничиваться.
Кроме того, все же хотелось бы, чтобы принятие кающегося во общение походило бы в торжественной обстановке, сравнимой с Крещением ("второе крещение", как Свв.Отцы покаяние называли, как-никак) - как минимум неплохо было бы совершать в таком случае чин Требника без сокращений и с дополнительной торжественностью (например, с пением, а не чтением тропарей "Помилуй нас Господи, помилуй нас"). Ну а уж совсем идеально было бы (особенно если так воцерковляется не один человек, а целая группа), чтобы все это происходило бы в контексте общественного богослужения (например, перед Литургией, после или во время праздничной всенощной), чтобы в этом торжестве (как, по идее, и в Крещении) могла принять участия вся приходская община.
Обратимся к цековной истории. Также как крещение в древности было литургически выделено (и очень хорошо, что система о.Георгия Кочеткова пыталась это восстановитьть) и имело свое место в годичном богослужебном круге, так было и с покаянием. Также как были "крещальные" дни (Пасха, Рождество, Богоявление, Пятидесятница, Лазарева Суббота и т.п.), так были и дни, сугубо посвященные принятию кающихся в общение, прежде всего Великий Четверг (см. статью
о. Михаила Желтова, А. А. Лукашевича и А. А. Ткаченко
Великий Четверг из "Православной Энциклопедии"), чем объясняются многие литургические особенности этого дня (например, то, что именно в ВЧ миро освящают, или общее елеопомазание в этот день). Особенно хорошо это заметно по древним (доиконоборческим) уставам, частично сохраненным, например, у армян (когда чин покаяния совершается на 3-м часе - см. упомянутую выше статью). Возможно, что кое-что из этой древней практики можно и позаимствовать для создания чина, завершающего покание-воцерковление (что особенно важно в том случае, если так воцерковляется не один человек, а целая группа, подобно оглашению).
Странно, что о.Георгий с его "реставраторскими" тенденциями прошел мимо этого. В результате новокрещеные торжественно стояли в храме на своей Светлой Седмице в белых одеждах и первыми шли к Чаше (как и должно быть), а "просто" воцерковляющиеся стояли в общем ряду с прочими богомольцами. А должен бы быть какой-то чин - например, как уже было сказано, торжественное чтение разрешительной. Иначе вовсе непонятно, почему им не разрешалось на протяжении всего оглашения причащаться (ну или так скажем, не рекомендовалось). А если прямо сказать, что воцерковление "крещеных, но не церковных" проходит обзяательно связзано с покаянием и епитимьей - вопросов было бы меньше (в т.ч. и у критиков самого о.Георгия).
Правда, у о.Георгия были так называемые "покаянные встречи", завершавшие 2-й этап оглашения - это был некакий суррогат того, о чем я говорю, но именно суррогат, т.к. проходили эти встречи на дому, а не в храме. Сответственно, статус и торжественность была меньше. А ведь, как сказано было выше, принятие во общение должно быть по торжественности почти равно крещению, ибо на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии (Лк.15:7)!