Каноны недель Великого Поста

Mar 18, 2007 14:57


Для знакомых с богослужебными книгами не секрет, что в Постной Триоди в службах 2, 4 и 5 Недель находятся каноны явно на тему Евангельских притч (2-й недели - о блудном сыне, 4-й - о впадшем в разбойники, 5-й - о богатом и Лазаре), явно не соответствующих читаемым в эти дни зачалам. Кроме того, всю последующую седмицу самогласные стихиры утрени и вечерни тоже обыгрывают тему соответствующей притчи (в Крестопоклонную седмицу самогласны посвящены притче о мытаре и фарисее, но в службе Недели соответствующего канона нет). Кое-кто знает и то, в чем здесь дело - эти каноны и стихиры соответствуют лекционарию древнего (доиконоборческого) иерусалимского Устава, согласно которому соответствующие притчи читались в Недели Великого Поста (во 2-ю неделю читалась притча блудном сыне, в 3-ю - о мытаре и фарисее и т.д.), из которого они и перешли в наш Устав, хотя чтения в неделю теперь другие (они соответствуют константинопольскому соборному Уставу Великой Церкви).

Ну, притчи о мытаре и фарисее и о блудном у нас сейчас на приготовительные к посту недели приходятся, и там свои службы есть (другие). А вот притчи о богатом и Лазаре и о впадшем в разбойники у нас выподают тоже на период поста, хотя и другого - Рождественского. Как известно, специфические памяти, готовящие к празднику Рождества Христова, в Рождественский пост есть (недели правотец и отец, а также памяти пророков), но все-таки по сравнению с Великим Постом рождественский достаточно слабо насыщен литургической "спецификой", что в каком-то смысле мешает поститься даже при большей легкости Рождественского поста: в Великий пост его тягость компнсируется и Великим Каноном преп. Андрея Критского, и особым строем служб - всего этого в Рождественский Пост нет. Так вот, мне в голову вот какая мысль пришла: а что если в те Недели Рождественского поста, когда на Литургии читается соответствующая притча (о впадшем в разбойники и о богатом и Лазаре), на всенощной читать соответствующий канон из Триоди? Какие отзывы будет?

богослужение, доиконоборческий Иерусалимский устав, литургика

Previous post Next post
Up