Ниже погубил мя еси со беззаконьми моими...

Sep 07, 2021 14:20


Навеяно двумя публикациями на Фейсбуке (Владимира Гурболикова и Александра Брусиловского). Больше первой.

Скажу сразу - у меня не было искушений , связанных с истолкованием молитв из молитвослова, о чём пишет В.Гурболиков. Скорее всего не было по той причине, что сначала по неофитству я об этом не задумывался, а потом просто перестал молиться по молитвослову - стал читать Псалтирь, последования суточного круга из Часослова, другие молитвы (например, из числа тех, что входят в чин вечерни и утрени по Служебнику - об этом ниже). Короче говоря, в полном соответствии с советами свт. Феофана Затворника составил себе собственное молитвенное правило.

Одним словом - это не моя проблема, поэтому думаю, что могу смотреть со стороны более-менее объективно. На самом деле, думается мне, что в каком-то смысле одновременно правы и В.Гурболиков, и его оппоненты. А.Брусиловский хорошо объяснил из своего опыта, как из опыта большой благодати вытекает чувство "якоже свиния лежу в калу" (заметим, что славянское "кал" - это всё-таки не то, о чём вы подумали, а просто грязь, а то самое будет на церковнославянском "гной", так что обычно этот текст понимается острее, чем он есть на самом деле) - в свете большой благодати даже малейший грех воспринимается очень и очень остро. Возможно, в таком свете слова "яко многия ради Твоея благости и долготерпения не прогневался еси на мя, лениваго и грешнаго, ниже погубил мя еси со беззаконьми моими" не воспринимаются как "благодарность Отцу Небесному за то, что не погубил ночью".

Но не у всех есть подобный опыт, когда такие слова звучат искренне и от души, поэтому легко прийти к и к тому пониманию, которое В.Гурболиков критикует. Можно сто тысяч раз повторять, что оно неверное (и хорошо был говорить от своего опыта, а не потому, что "так надо" и "так правильно"), но как быть, например, со словами Наташи Хилл о том, что в Писании та же тема совсем иначе раскрыта - "Ложусь я, сплю и встаю - и Ты защищаешь меня"? По сути то же, но картина возникает совсем другая. Бог - на стороне человека, оберегает его сон, как мать сон ребёнка. Возможности для неверного истолкования тут куда меньше, чем в молитве из молитвослова (не случайно, кстати, этот псалом входит в Шестопсалмие утрени).

Короче говоря, моя мысль в том, что многие молитвы нашего молитвослова - это "не для всех", как говорится. Кто понимает правильно эти молитвы и для кого они органичны - пусть молится ими. А кто их иначе понимает - тому, видимо, надо что-то иное подобрать (об этом ниже). Пусть даже понимающий этим молитвы иначе и не прав - ему стоит попробовать иначе молиться, дабы ненужных соблазнов избежать.

Кстати, все ли знают, что молитвослов в нынешнем его виде, основу которого составляют утреннее и вечернее правило, три канона (покаянный, Богородице и ангелу-хранителю), последование ко святому причащению и благодарственные молитвы - принадлежность исключительно русской синодальной традиции? Его нет ни у русских старообрядцев, ни у греков или грузин (про болгар с сербами не скажу, но там может быть влияние поздней русской традиции через славянские книги российской печати, которыми сербов и болгар снабжали в 18-18 вв). Православные других традиций пользуются другими книгами и у них другие чины утреннего и вечернего- чаще всего это последования суточного круга (например, старообрядцы могут читать повечерье в качестве вечерних молитв и полуношницу в качестве утренних, а часть наших вечерних молитв может у них читаться в качестве приложения к повечерью "для произволяющих").

Наш молитвослов восходит к книгам виленской и киевской печати самого конца 16-начала 17 веке т.е. это изначально традиция локальная (западнорусская) и достаточно поздняя (впрочем, сами молитвы могут быть куда древнее - например, 2-я молитва вечернего правила заимствована из "Пандект" преп. Антиоха монаха, палестинского подвижника 6-7 вв.). В 18-19 веках молитвослов неоднократно издавался (с разными расширениями и приложениями - отдельные молитвы, каноны, акафисты и т.п.) и стал по сути дела главной, если не единственной молитвенной книгой грамотного русского человека, чем фактически и является до сего дня. Но при этом надо помнить, что это собрание молитв и гимнографии не только не является древним преданием, но и никогда и никем не утверждалось в качестве общеобязательной богослужебной книги домашних молитв, став таковой для русских православных христиан явочным порядком. По большому счёту, это как была книга "для произволяющих", так ей и остаётся. Стало быть, тем, кто, например, искушается (и не всегда необоснованно - см. замечание Хилл-Холмогоровой выше) той молитвой, о которой говорит В.Гурболиков, можно следовать рекомендации свт. Феофана Затворника и подобрать себе какое-то другое правило (при всех оговорках типа "посоветуйтесь с духовником" и т.п.).

И тут был я прежде всего обратил внимание (кроме текстов из Священного Писания, прежде всего псалмов) на молитвы из богослужебных книг - Часослова и Служебника. В последнем случае речь идёт о так называемых "утренних" и "светильничных" молитвах, входящих в чин вечерни и утрени. По современному обычнаю эти молитвы тихо читаются священником параллельно со Шестопсалмием утрени или предначинательным псалмом вечерни. Сразу скажу, что ничего сугубо священнического (в отличии от, например, тайносовершительных молитв, прежде всего Евхаристической молитвы) в них нет и ничто не возбраняет мирянам произносить их (может быть, за исключением заключительного славословия, которые мы слышим на службе в качестве возгласа - "Яко подобает Тебе…" и т.п.) - это подтверждается хотя бы тем, что некоторые из них (один к одному или с небольшой редактурой) мы видим, например, в чине чтения Псалтири по кафизмам, который безусловно является допустимым для мирян последованием.

Чем эти молитвы мне нравятся? Хотя бы тем, что в них больше акцентирован момент хвалы Богу. Хотя, разумеется, и покаянный момент в них присутствует. Ну и вообще они ближе к библейскому образцу молитвы, который мы видим прежде всего в псалмах (собственно, многие из этих молитв и содержат цитаты из псалмов или аллюзии на них).

Вот некоторые примеры (полностью текст молитв можно посмотреть по ссылке на Служебник с параллельными славянским и русским текстами в 4-м комментарии ).

1-я утренняя молитва.Благодарим Тя, Господи Боже наш, возставившаго нас от ложей наших, и вложившаго во уста наша слово хваления, еже покланятися, и призывати имя Твое святое, и молимся Твоим щедротам, ихже всегда употреблял еси о нашей жизни. И ныне посли помощь Твою на предстоящия пред лицем святыя славы Твоея, и ожидающия от Тебе богатыя милости, и даждь им, со страхом и любовию всегда Тебе служащим, хвалити неисповедимую Твою благость.
Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

При всём желании это в духе "спасибо, что ночью не убил" не перетолкуешь!

Или вот 3-я утренняя молитва:От нощи утренюет дух наш к Тебе, Боже, зане свет повеления Твоя. Научи нас, Боже, правде Твоей, заповедем Твоим и оправданием Твоим. Просвети очи мыслей наших, да не когда уснем во гресех в смерть. Отжени всякий мрак от сердец наших. Даруй нам солнце правды, и ненаветну жизнь нашу соблюди печатию Святаго Твоего Духа. Исправи стопы наша на путь мира. Даждь нам видети утро и день в радовании, да Тебе утренния возсылаем молитвы.
Яко Твоя держава, и Твое есть Царство, и сила и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Или 4-я Владыко Боже, святый и непостижимый, рекий из тьмы свету возсияти, упокоивый нас в нощнем сне и возставивый к славословию и мольбе Твоея благости. Умоляемь от Своего Ти благоутробия, приими нас и ныне покланяющихся Тебе и по силе благодарящих Тя, и даруй нам вся, яже ко спасению, прошения. Покажи ны сыны света и дне и наследники вечных Твоих благ. Помяни, Господи, во множестве щедрот Твоих и вся люди Твоя, сущия и молящияся с нами, и всю братию нашу, яже на земли, на мори, на всяком месте владычествия Твоего, требующих Твоего человеколюбия и помощи, и всем подай великую Твою милость. Да спасени душею же и телом всегда пребывающе, со дерзновением славим чудное и благословенное имя Твое - Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Яко Бог милости, щедрот и человеколюбия еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Или 6-я Благодарим Тя, Господи Боже спасений наших, яко вся твориши во благодетельство жизни нашея, да всегда к Тебе взираем Спасу и благодетелю душ наших. Яко препокоил еси нас в мимошедшее нощи число и воздвигл еси ны от лож наших, и поставил еси в поклонение честнаго имене Твоего. Темже молим Тя, Господи, даждь нам благодать и силу, да сподобимся пети Тебе разумно и молитися непрестанно, во страсе и трепете свое спасение соделовающе заступлением Христа Твоего. Помяни, Господи, и в нощи к Тебе вопиющия, услыши я и помилуй, и сокруши под нозе их невидимыя и борительныя враги.
Ты бо еси Царь мира, и Спас душ наших, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Или вот 2-я светильничная молитва из чина вечерни.Господи, да не яростию Твоею обличиши нас, ниже гневом Твоим накажеши нас, но сотвори с нами по милости Твоей, врачу и исцелителю душ наших. Настави нас ко пристанищу хотения Твоего, просвети очи сердец наших в познание Твоея истины; и даруй нам прочее настоящаго дне мирное и безгрешное, и все время живота нашего, молитвами святыя Богородицы и всех святых.
Яко Твоя держава и Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тут, кстати, прямая библейская цитата (3-й псалом). Замечу, что строго говоря ту молитву, с обсуждения которой всё началось, можно (и, думаю, нужно) понимать в свете этой псалмической цитаты, и тогда всё будет корректно.

В заключении скажу, что на сей текст следует смотреть не более чем "информацию к размышлению" - я никому не дают советов, просто делюсь тем, что знаю и в какой-то степени своим опытом. А дальше каждый решай сам.

В качестве "обмена опытом" - правило, которое я составил на основе текстов Священного Писания и молитв из Часослова и которым пользуюсь уже много лет.

аскетика, богословие, православие

Previous post Next post
Up