Сегодня - второй день Благовещения, он же собор архангела Гавриила. И вот на что хотелось бы внимание обратить: мы привыкли воспринимать его как ангела-вестника. В Священном Писании мы действительно читаем, как Гавриил являлся пророку Даниилу, Захарии и Деве Марии, так что вестником он бывает. Но вообще-то его имя означает Сила Божия (Гиббор-Эль). Т.е. это ангел Силы Божией, ангел, являющий Силу Божию. А когда он является в качестве вестника - это подчёркивает значимость миссии. Что-то вроде того, как послом отправили заслуженного боевого генерала, показывая важность задачи, стоящей перед посольством. А обычно посылают "карьерных дипломатов" - ангелов попроще. Они и безымянны в Писании - только когда Гавриил посылается к Даниилу, Захарии и Марии, называется имя посланника. Ну и ещё Рафаил в Товите назван.
Кстати, нет ли таких комментариев, что те два ангела, которых мироносицы увидили у пустого гроба Воскресшего Христа согласно Луке и Иоанну - это архангелы Михаил и Гавриил? Было бы красиво и соответствовало бы значимости момента.
И ещё об архангелах Михаиле и Гаврииле. Помнится, когда-то в ЖЖ
hgr отец Михаил Желтов писал в комментарии (или нет - это вроде не у Лурье было, а в обсуждении устава соединия Благовещения и Великой Субботы в 2006 году), что в межзаветный период именно Гавриил, а не Михаил считался первоверховным архангелом и стоял выше Михаила - "князя" (ангела-покровителя) еврейского народа и вождя воинства небесного. Возвышение Михаила произошло в византийскую эпоху.
В качестве фотографии для привлечения внимания - архангел Гавриил из Благовещения с фресок Мирожского монастыря в Пскове.