Трансляция Литургии, маамад и всеобщее священство верных

Apr 18, 2020 18:55


Прочитал в Фейсбуке у Давида Амира Садура:В великую среду на литургии преждеосвящённых о Джованни (Иоанн) сказал: вот мы здесь немногие, причащающиеся причащаемся за всех наших братьев и сестёр. Потому что Церковь-тело Христово. И если приобщается один член-приобщается всё тело. Лично для меня это было переворотом. Вывело из некоторого стопора, и, чего греха таить, уныния. И это не просто психотерапия: "не переживайте, дескать, ребята, мы с вами". Это именно осознание мистического единства Церкви. Именно осознание, и действие в соответствии с этим осознанием. Без такого осознания и действие было бы неполным. Чудно, дивно и красиво, Господи, в Церкви твоей!
Может быть это богословски и не совсем строго (вроде как считается, что наоборот Причащение "от одного Хлеба и Чаши" нас соединяет "во единого Духа Причастие"), но в нынешней ситуации духовно очень верно (а значит - богословы смогут найти выверенные слова и формулировки, если надо). Да, это утешает. Я на трансляции Литургии из нашего храма во время пил Причастия святую воду в качестве некоторой компенсации. Но, оказывается, и такая мысль, как Давид озвучил, может греть!

К слову, я раньше скептически относился к идее трансляции служб, думая, что полноценное участие (я не Причащении говорю, очевидно) в богослужении через интернет невозможно. Теперь свою точку зрения поменял - возможно, если обстоятельства таковы, как сейчас. Более того - редко когда я так сильно переживал службу 12 Евангелий в храме, как сейчас в онлайн (я, правда, с книжкой в руках был - впрочем, я и в храме стараюсь с книжкой стоять, а уж в особенности на службах Страстной).

Мне в связи с этим вот какая мысль в голову пришла: в Древнем Израиле в эпоху Второго Храма (а может, еще и Первого) была такая практика: когда очередная чреда священников (а их, как мы помним, было со времен Давида 24) отправлялась в Храм служить, жители местности, окружавшей город, где жили священники этой чреды, "становились на стражу" (маамад), т.е. всю ту неделю, когда их священники приносили в Храме жертвы, они в своих городах и селах каждый день постились, молились и слушали Тору, духовно поддерживая тем самым служащих священников. Так вот, с этой изоляцией и трансляцией служб получается похоже - мы, "дома оставльшиеся", образуем такой "маамад", состоящий в единстве с теми, кто служит в храме и причащается там.

И в заключение. Служение ветхозаветного священника включало в себя в числе прочего есть от жертв: это не только его право, но и его обязанность, служение. Не случайно то, что хотя жертву всесожжения принимали и от язычника, но мирную жертву мог принести только израильтянин, т.е. член Народа Божия - мирная жертва предполагала, что от нее вкушает приносящий и те, кого он приносил. Но вкушение жертвы - это уже прерогатива священника и поэтому от мирной жертвы мог есть только член Народа Божия, реализуя тем самым свою принадлежность к "царству священников народу святому".

Пресловутое "всеобщее новозаветное священство" в том и состоит, что верные могут приступать к Причащению, при этом в отличии от Ветхого Завета нет (во всяком случае, в теории) таких видов жертв, к которым принципиально (а не по дисциплинарным соображениям - в Ветхом Завете тоже не всегда можно было приступить к жертве, а лишь в состоянии ритуальной чистоты) могут приступать только клирики: в Ветхом Завете от жертв всесожжения не ел вообще никто, а от жертвы за грех, жертвы повинности, очистительной жертвы и прочих жертв такого рода если только священники. Это обстоятельство делает еще близкой аналогию с маамадом.

covid-19, Священное Писание, православие

Previous post Next post
Up