Дешевая демагогия под маской крепкой веры

Apr 15, 2020 22:03


Я вовсе не собирался писать на подобную тему (без меня хватает ораторов), но, честно говоря, наболело и задолбало. Было очень неприятно увидеть у одного фейсбучного френда (с которым лет 30 назад я был лично знаком) вот такой текст: ПЕЧАЛЬ КАРАНТИНА, ИЛИ ПОЧЕМУ ТАК БОЛЬНО И ЧЕГО ТАК СТРАШНО?

Кажется, впервые за много тысяч лет перед лицом всепланетарной опасности человечество бежит не к Богу, а от Бога, не в храм, а из храма. И это не может не пугать. Религию поставили в один разряд с сапожной мастерской, фитнес-центром, рестораном и кафе. То есть Церкви пытаются придать некий утилитарный бытовой характер, как одному из общественных учреждений сервисной, обслуживающей сферы. Мол, в период карантина нельзя красить ногти в маникюрном салоне, кушать в кафе, торговать в магазине и ставить свечи в храме. Это не может не пугать.

Потому что данная государственная и общественно-политическая идеология совершенно исключает Бога из своих логических и юридических императивов. Она пытается вогнать Церковь в разряд некоего вида предоставления услуг по типу ритуального бюро или обслуживания свадеб.

А священник, соответственно (по этой логике), - некий «клерк», «сотрудник» такого учреждения.

Очень печально, очень больно и очень страшно, что люди не понимают того, что Бог - властитель микробов. Он - источник жизни, здоровья, духовного и телесного, и Он же - Попуститель смерти. Именно Он решает, кому жить и кому умирать, кому заразиться, а кому нет. Как писал в свое время святитель Николай Сербский: случайных пуль не бывает, каждая пуля летит точно в цель.

Человек требует в период коронавируса закрытия храма. И тем совершает святотатство, признавая, что Бог не всесилен и Его власть не распространяется на некий микроб, который «сильнее Всевышнего».
Кроме того, складывается впечатление, что современный человек верит в антисептик, перчатки и маску (средства медицинской безопасности, вне всякого сомнения, нужны в здравом и трезвом их использовании) больше, чем в молитву и Таинства. Он готов отказаться от Чаши, в Которой ЖИЗНЬ, потому что Она не стерильная и все причащаются от Нее. Он готов под угрозой болезни отказаться от максимально близкого соединения с Богом; хотя именно под страхом смерти или отнятия здоровья человек, наоборот, должен бежать к Святому Потиру как к главному источнику здоровья своего.
О, какая страшная духовная слепота!

И еще… Изнесение Честных Животворящих Древ Креста Господня. В Константинополе во время эпидемий и моров различных совершали крестные ходы, пышные и многолюдные, чтобы Господь защитил людей. И Он защищал Животворящим Крестом.

Сейчас же слышится, что Крест может нести смерть, а не жизнь, заболевание, а не исцеление.

Эта духовная слепота прослеживалась в современном обществе, когда горел Нотр-Дам-де-Пари. Взывали о сохранении памятника архитектуры, но не храма, взывали к силам природы, а не к Богу.

Во время крестных ходов в Византии во время эпидемии ходили все: патриархи, священники, императоры, народ. Множество людей взывало к Всевышнему о спасении. И они были услышаны. Здесь хочется вспомнить и историю введения в богослужебный обиход пения «Трисвятого». Ведь всенародной покаянной молитвой тогда Константинополь в V веке был избавлен Богом от землетрясения. Или общеизвестная история с установлением праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Влахернский храм был наполнен множеством испуганных, взывающих к Господу людей.
Сейчас же множеством испуганных людей наполнены супермаркет, интернет, телеэфир, но не храм. Наоборот, раздаются крики: закройте храмы, что для православного христианина обозначает попытку пресечь источник жизни.

Прав был афонский старец: Христа поставили ниже супермаркетов. Священников и христиан пытаются превратить в некую маргинальную группу, одиноко взывающую в духовной пустыне потребления и эгоизма.
Для мира мы чудаки и юродивые. За проведение Литургии можно попасть в тюрьму. Почему?

Нужно признать очень печальный и скорбный факт: множество людей даже не знает, что такое Литургия. Не знает. Для них это просто странное, ничего не значащее слово.

Продуктовые магазины открыты. Людям нужно кушать. Но что делать, если Христос - мой Хлеб. Что делать, если без посещения храма я умру?! Что тогда?! Что делать с восьмидесятилетней бабушкой, которая не сможет не придти на Пасху в храм! Я понимаю, вы не придете, да и не хотите, но она не сможет не придти. Она потратит последние крохи пенсии на такси до храма (если маршрутки не будут ходить) и на продукты для пасхального стола. Она пройдет десять километров, перелезет через забор, обойдет полицейские кордоны. Она готова быть арестованной. Она готова пострадать за Христа. Это о них писал Солженицын в рассказе «Пасхальный крестный ход»: «А за ними в пять рядов по две идут десять поющих женщин с толстыми горящими свечами. И все они должны быть на картине! Женщины пожилые, с твердыми отрешенными лицами, готовые и на смерть, если спустят на них тигров».

Что делать с ними? Если она не придет на Пасху в храм, то умрет. Жена-мироносица не может не придти в воскресное утро к Гробу своего Возлюбленного Раввуни, несмотря на страх перед иудеями, римской властью и стражниками.

Что делать с ними? Что делать с нами?

Для нас Пасха - это не постричься в парикмахерской и не кофейку с круасаном скушать в ближайшем кафе. Для нас Пасха - служба всей нашей жизни, апогей года, его кульминация.

Что делать с нами? Мы ведь не сможем не придти в храм...

Иерей Андрей Чиженко (Москва)
Не будем забывать, что у "наших благочествых предков" возможности медицины были на нуле (я уж не говорю о том, что медицина донаучной поры была минимум на 50%, если не более оккультно-магической практикой, как у бабушек-знахарок, которые порой действительно умеют пользовать травами и знают как это делать, но всё это смешано до неразличимость с разного рода заговорами и т.п.), так что практически при любом тяжелом случае надежда была только на чудо. За которым то к Богу вызвали, то, прости Господи, к колдунам (не будем обходить этой духовно тёмной стороны жизни наших предков). Порой Бог отвечал на молитвы, но чудо на то и чудо, что оно иррегулярно и нет гарантий, случится оно или нет.

При этом там, где "наши благочестивые предки" понимали, что хоть что-то под их контролем находится, то они действовали не менее рационально, чем мы - в частности, если что-то горело, то начинали с того, что пытались потушить, ограничить распространение огня или вынести что можно вынести, а не с того, что начинали обходить пожар крестеым ходом с иконой Божией Матери "Неопалимая Купина": так делали либо для предотвращения пожаров - например, во время засухи, - либо уже тогда, когда было ясно, что человеческими руками уже ничего не сделаешь (ну и само собой, занимающиеся протоивопожарными мероприятиями хорошо бы кратко попросить у Христа и Его Пречистой Матери помощи, укрепления, мужества и т.п. - но в процессе работы, в не вместо неё). Если в Константинополе начинали противоэпидемические меры с процессии с Древом Креста, то очевидно лишь потому, что НИЧЕГО другого не было. А сейчас - есть, хотя возможности наши ограничены, разумеется.

Ну а говорить, что утверждающий, что в храме нельзя заразиться не верит в то, что Бог является владыкой над вирусами - это, простите, демагогия крайне низкого пошиба и автора текста совсем не красит (равно как и пассаж про восьмидесятилетнюю бабушку, которая не сможет не придти на Пасху в храм - во-первых, нынешние бабушки, это, как известно, не то же самое, что бабушки у Солженицына, а комсомолки 50-х, а во-вторых кому как не священнику не знать, что если человеку так необходимо Причастие именно сейчас, то для этого есть причащение на дому и можно священника позвать для этого). Очевидно, Христос - владыка над пространством, временем и стихиями, в т.ч. и силой тяжести, но мы все помним, что и как Он ответил искусителю на предложение прыгнуть с крыши Храма. При этом у Луки совсем рядом с историей искушения есть место, где Христа после проповеди в Назаретской синагоге хотели свергнуть с горы, но "Он пройдя посреди них, удалился" - иными словами, спасся чудесным образом, что отказался делать в ответ на слова искусителя: очевидно, что здесь Он не искушал Отца Небесного, на что его толкал враг, а попал в опасную ситуацию, когда "не пришёл ещё час Его" и потому ничтоже сумняшеся воспользовался Своими силами, чтобы продолжать служение.

Так и нам не следует нарушать заповедь "Не искушай Господа, Бога твоего", самонадеянно считая, что Бог ОБЯЗАН нас избавить в Его храмах от опасности заразиться. Ничего Он нам не обязан: кто мы и кто Он! Это таким проповедникам, как автор текста, стоило бы хорошо запомнить (чему только таких батюшек в семинарии учат?).

Ну а ситуацию, когда мы на Страстную и Пасху оказались отлучены от церковных служб (что относительно, т.к. всё, кроме Евхаристии, можно вычитать дома - я, к слову, сейчас так и делаю) и особенно Причастия (что, увы, абсолютно - во всяком случае, если нет благословения Священноначалия на то, чтобы давать Святые Дары верным, на что по ряду причин мы не готовы) стоит рассматривать не как следствие маловерия (мол, верили бы, что в храме мы застрахованы от болезни и не боялись бы противопоставить себя властям - смело пошли бы пасхальной ночью в храм), антихристианской позиции властей или оппортунизма церковноначалия, а как некий ЗНАК, который даёт нам Бог, не допуская нам войти в храм, подобно Марии Египетской. Значит, Он нам хочет сказать что-то важное - услышим ли? (я не утверждаю, что знаю, что Он нам хочет сказать и не претендую на это - я только ставлю вопрос).

covid-19, православие

Previous post Next post
Up