О хождении пред Богом и крестоношении

May 26, 2015 15:17


Недавно о. Петр Мещеринов в своей заметке в Фейсбуке вновь поднял тему расцерковления (см. также его интервью на "Правмире" в связи с этой заметкой). Не знаю уж, насколько я правильно понял о. Петра, но я из его слов такой вывод сделал: проблема - в отсутствии плодов церковной жизни. Это и к расцерковлению приводит, и многие другие проблемы ( Read more... )

аскетика

Leave a comment

semiliranda May 28 2015, 14:36:03 UTC
Поясню, правда, навряд ли это имеет отношение к поднятой отцом Петром теме.

Во-первых, крестоношение как ключ к невпаданию в прелесть. По мне, такая формула просто опасна, потому что, открывая двери этим ключом, очень легко попасть не туда, куда собирался, а именно в невротическую жертвенность. Короче говоря, я бы никому не рекомендовал полагаться на мысль о крестоношении в качестве защиты от прелести.

Во-вторых, цикл храм - кресноношение - храм. Суть упомянутой заметки отца игумена как раз и состоит в попытке подчеркнуть важность нехрамового духовного делания самого по себе, а не как одной из станций челночного бега.

В-третьих, все эти "получил благодать в храме - неси благодать в мир" граничат с магизмом, на мой взгляд, когда эта самая благодать из Божьего действия в сердце молящегося превращается в какю-то волшебную субстанцию.

Ну, и наконец, истории, навроде примера из последнего абзаца, я, простите за резкость, называю про себя проповедью подлого бога. Что мы имеем в этом благочестивом шаблоне:

- в Библии Господь призывает нас стремиться к возрастанию в добродетели;
- а также рассчитывать на его помощь в этом;
- одолеваемый желанием угодить Богу христианин возносит молитву о добродетели с просьбой ниспослания спомоществующей благодати;
- и тут же получает щелчок по носу: просьба, мол, твоя опрометчива.

Повторяю, по этой схеме построено достаточно много типичных описаний духовного опыта. Я нахожу предложенную автором трактовку произошедшего деструктивной, если не сказать больше.

В заключение повторю, что всё это может оказаться не по теме и привести к бесполезной полемике между нами, потому что, взявшись рассуждать об аскетике веры, я не удосужился ознакомиться с теми самыми ранними протестанскими авторами, из работ которых отец Пётр собственно и вывел это понятие.

Reply


Leave a comment

Up