Пластика текста. Почему одни авторы читаемее других

Feb 01, 2011 09:42

Критика занимается прочтением и толкованием текстов, но остаются практически неоговоренными условия их читаемости. Почему один текст больше читаем, чем другой, что делает его читаемым? Почему он втягивает в себя, не позволяет оторваться, буквально силком тянет за собой читателя и в конце выбрасывает его счастливо опустошенным? А другой текст, вроде ( Read more... )

imagery, shpet, language, reading, bakhtin, text, philosophy

Leave a comment

nebos_avos February 1 2011, 15:58:35 UTC
Шпет действительно пишет ужасно. Исключение составляет сборник "Miscellanea ( ... )

Reply

Мамардашвили mikhail_epstein February 1 2011, 20:49:19 UTC
Об устном слоге Мамардашвили я судить не берусь (по моему единственному воспоминанию, он был хорош), а что касается письменного, посудите сами, насколько это читаемо. Привожу отрывок из начала его книги "Классический и неклассический идеалы рациональности", кажется, чуть ли не единственной, которую он сам опубликовал при жизни. Остальные книги опубликованны посмертно в сильной редакции записей его устных выступлений ( ... )

Reply

Re: Мамардашвили nebos_avos February 2 2011, 09:16:17 UTC
А что, все понятно! Я эту работу читал, затаив дыхание. У М.М. как отмечают те же Рыклин и Подорога, особый стиль изложения: он не выкладывает готовую мысль, и ее рождает в ходе разговора, притом вместе с читателем/слушателем. Все эти синтаксические завихрения ему нужны как раз затем, чтобы меня вовлечь в его мыслительную работу, заразить собственными усилиями. Нацелен такой стиль не на то, чтобы наиболее удобным способом меня привести к конечному пукнту (каковой самому автору пока неизвестен) - а чтобы мне как можно полнее ощутить саму дорогу. В этом отношении его философствование сходно с поэзией. Ведь и поэтический текст захватывает в той мере, в какой мое внимание задерживает на его, текста, собственной реальности.

Reply

Re: Мамардашвили lovetsstrekoz February 2 2011, 10:33:19 UTC
"Нацелен такой стиль не на то, чтобы наиболее удобным способом меня привести к конечному пункту (каковой самому автору пока неизвестен) - а чтобы мне как можно полнее ощутить саму дорогу."
Именно это и ценил, например, А.А.Пузырей в Мерабе Мамардашвили. Его психотерапевтическая практика строились на прохождении пути к неведомому, к тому, что не известно ни психотерапевту (в нашем случае создателю текста), ни "человеку пути" (читателю)
Но должен ли этот путь по бездорожью быть тернистым, или стать вдохновенным полётом в полной гармонии с воздушной стихией - вопрос риторический, конечно же.

Reply

Re: Мамардашвили edipas February 7 2011, 17:42:56 UTC
устный и письменный стили Мамардашвили, это разные вещи. Он сам признавался, что не владеет письмом и восхищался умением иных философов писать. И философия Мамардашвили, это в первую очередь то, что он говорил, а не писал.

Reply

Re: Мамардашвили nebos_avos February 7 2011, 18:43:23 UTC
Изюмина в том, что голос М.М. сохраняется и на письме, и это его тоже сближает с поэтом.

Reply

Re: Мамардашвили edipas February 19 2011, 19:41:59 UTC
сохраняется в транскрипциях, но не в том, что он писал "рукой". "Стрелу познания" и "Классические и Неклассические идеалы рациональности" читать невозможно :)

Reply

Re: Мамардашвили nebos_avos February 19 2011, 19:53:49 UTC
"Стрела познания" и у меня не пошла. А вот вторую читал со смаком - аж облизывался!

Reply


Leave a comment

Up