Безупречен ли пушкинский вкус? Далеко не всегда, причем даже в лучших его созданиях. Например, в стихотворении "Из Пиндемонти" (1836) предпоследняя строка откровенно слаба:
Трепеща радостно в восторгах умиленья.
Тут одно расплывчатое эмоциональное слово, с размаху накладываясь на другое, создает жирное смысловое пятно, лохматую кляксу. Умиление восторженное, а восторг радостный, и все это вместе трепещет. Прямо школьнический пафос: побольше сильных слов ("потрясающее величие сверхмогучего гения Пушкина"). Видимо, сам почувствовал и оборвал стихотворение на середине следующей строки, правда, не удержавшись напоследок налепить на радость еще и счастье.
Вот счастье! Вот права...
Было бы интересно составить "aнти-антологию" самых слабых строк русской классики. Какие бы строки и образы в нее вошли? Встречались ли вам пятнышки в наследии самых-самых блестящих?
Не для глумления - упаси Боже - а для остранения привычного, в чем и состоит смысл и искусства, и его восприятия. Смотреть на пятна полезно хотя бы для того, чтобы восстановить остроту зрения, утомленного Солнцем.
Кстати, собрание это так и можно было бы назвать: "Пятна на Солнце: Антиантология русской классики".