Фигура мудрости - тавтология

Jul 02, 2008 10:02

Больной, выздоравливая после перелома: доктор, что мне делать, чтобы заново начать ходить? Ответ: ходить. Тавтологическая правда жизни: чтобы ходить, нужно ходить. Этот глагол можно заменить любым другим - правда останется. Чтобы любить, нужно любить . Чтобы жить, нужно жить .

Вообще из всех языковых фигур мудрость выбирает тавтологию. "Люди есть люди" (несовершенны). "Закон есть закон" (нужно исполнять). "Ребенок есть ребенок" (пусть пошалит) . "Отец есть отец" (пусть простит). Впрочем, это не совсем тавтологии (типа "масло масляное"), поскольку первое слово - субъект суждения, а второе - предикат ("люди есть люди"), или первое - цель, а второе - средство ("чтобы жить, нужно жить"). И вот оказывается, что сам предмет и есть своя главная сущность, а средство к достижению цели - в ней самой. Так язык делает шаг к определению вещей, чтобы к ним и вернуться; это не топтание на месте, а смиренный круг, точнее, спираль, восхождение блудной мысли под покров мудрости. Идеально этa нетавтологичность тавтологий выразилась у Пиндара: "стань тем, кто ты есть!"

*
Многое, однако, зависит от того, кто говорит. У одного тавтология прозвучит как механический повтор, а другой произнесет: "люди"... помедлит... помолчит... подумает... окинет мысленным взором весь круг референтов этого понятия... заключит: "это люди" - и прозвучит это как откровение. Разница в том, сколько молчания и опыта внесено в тавтологию, как дуговая растяжка между ее началом и концом.

Собственно, между обывателем и мыслителем внешняя разница тоже не велика: халат, кресло, домоседство, изо дня в день одно и то же. Но один остается там, где был всегда, а другой возвращается в свой халат и кресло из дальних странствий (пусть только мысленных), повидав мир и людей. Для него люди - это... это... (скольких он повидал, успел оценить, разочароваться, сравнить с собой, снова очароваться...) - это люди. Он не долбит в одну точку, а совершает широкий круг, с исходом и возвратом. Можно сказать, что между обывателем и мудрецом - тоже отношение тавтологии. Сидит на своем месте - и сидит на своем месте. Человек как все - он и есть всечеловек. Обывает - округляет собой бытие.

*
Кант различает аналитические и синтетические суждения. Первые ничего не добавляют к предмету, а просто раскрывают присущие ему свойства, например, "золото - это желтый металл". Вторые добавляют к предмету то, что в нем самом не содержится, и требуют знания и опыта. "За золото не купишь ни любви, ни дружбы" - это синтетическое суждение. Вопрос: к какого рода суждениям относятся наши тавтологии? Казалось бы, это пример чистой, даже вырожденной аналитичности, поскольку они ровно ничего не добавляют к исходному понятию предмета. "Люди есть люди" - а кто же еще? Но не зависит ли аналитичность или синтетичность суждений от того, кто их произносит и что в них вкладывает, от автора и контекста? "Люди" в первой позиции - это вид живых существ, разряд биологической классификации, а во второй - "существа, страдающие от собственного несовершенства и потому заслуживающие снисхождения". Если так, то суждение "люди есть люди" вполне синтетическое, основанное на немалом опыте. И напротив, какое-нибудь по виду синтетическое суждение может в чьих-то устах звучать как аналитическое, чистый повтор: "все журналисты - продажные", "собака - друг человека" (такими "синтетическими тавтологиями" набит флоберовский "Лексикон прописных истин").

tautology, wisdom, language, philosophy

Previous post Next post
Up