Верный Нилов

Mar 31, 2022 18:50

Нилов Сергей Родионович (1894 - 1976) - русский офицер, ветеран Первой Мировой войны, участник Белого Движения на Юге России. Дроздовец. Командир бронеавтомобиля "Верный", в составе экипажа которого проделал дроздовский поход Яссы - Дон. Эмигрант. В годы Второй Мировой войны сражался против нацистской Германии в рядах французской армии.



Сергей Родионович Нилов.


Сергей Нилов родился 10 сентября 1894 года в Смоленской губернии, в крестьянской семье. После окончания Смоленского реального училища он поступил в Константиновское артиллерийское училище, отучился там два года и был выпущен в полевую артиллерию. На минутку остановимся и задумаемся. Сын крестьянина в царской России получил полное среднее образования! А в СССР в предвоенные годы большинство его собратьев по классу похвастаться таким не могли! Вот тебе, бабушка, и "первая в мире страна рабочих и крестьян". Конечно, реальное училище не давало своим выпускникам права на поступление в университеты, туда можно было поступать только после гимназии. И всё-таки это было полное среднее образование, а не начальная четырёхлетка, стоявшая за плечами большинства героев Великой Отечественной войны. Более того: этот самый крестьянский сын со своим "непрестижным" средним образованием просто так взял и поступил в элитарное военное училище, имевшее шефство одного из членов императорской фамилии и готовившее офицеров для гвардии. То ли Сергей Нилов был гений уровня Ломоносова, то ли у нас кто-то кого-то слишком долго обманывал о реальном положении податных сословий в Российской Империи. Оба варианта для большевиков равно печальны.

Так или иначе, смоленский крестьянин Сергей, Родионов сын, Нилов выпустился из военного училища в полевую артиллерию (не в гвардейскую, стало быть, гением не был) 24 августа 1914 года. Первая Мировая война уже шла, и молодой офицер, разумеется, в стороне от событий не остался. В ноябре 1914 года он в чине подпоручика был зачислен в 61-ю артиллерийскую бригаду, в составе которой и принял участие в боях против немецких захватчиков. 8 февраля следующего, 1915 года в сражении у деревни Кобылянка Нилов был контужен. 12 февраля 1916 года Нилов получает производство в чин поручика, 27 августа 1917 года - в чин штабс-капитана. За отвагу, проявленную в боях с захватчиками, Сергей Нилов удостоился нескольких орденов. В общем, к моменту Октябрьского переворота это был в полной мере боевой офицер, не только добросовестно сражавшийся, отдававший себе отчёт, с кем и за что он воюет, но и по заслугам отмеченный командованием. Так что после переворота его путь был определён.

61-я артиллерийская бригада к этому времени находилась на Румынском фронте. Когда произошёл большевистский переворот, и большевики, явочным порядком объявив перемирие, начали распускать армию, Нилов одним из первых сформировал в Яссах подпольную антисоветскую организацию. Организация Нилова исповедовала монархические идеи, цель же её на первое время была проста до тривиальности: пробраться на Дон, откуда раздавались призывы генералов Алексеева и Корнилова ко всем русским патриотам объединяться и вступать в Добровольческую Армию для борьбы с путчистами-изменниками. Однако 28 декабря 1917 года на очередной собрание ниловской организации явился полковник в погонах Замосцкого пехотного полка. Это был знаменитый впоследствии Михаил Гордеевич Дроздовский, предложивший подпольщикам присоединиться к его Бригаде Русских Добровольцев, формируемой в Яссах для движения походным порядком на Дон. Нилова и его соратников эта идея воодушевила, и они с радостью согласились поддержать предложение Дроздовского. В тот же день Дроздовский назначил Нилова комендантом общежития для добровольцев.



Михаил Гордеевич Дроздовский

Численность бригады росла быстро. Вскоре в её составе оказались три бронеавтомобиля, с одним из которых оказалась надолго связана фронтовая судьба Нилова. Каким образом капитан-артиллерист стал командиром бронеавтомобиля, рассказал в своих мемуарах В. Кравченко. При отправке в Кишинёв автобронеотряд дроздовцев отправлялся последним. И румыны, которые и прежде постоянно вставляли палки в колёса русским добровольцам, надеясь поживиться территориями недавних союзников, решили прикарманить броневики. Броневики выступили на Кишинёв своим ходом и у местечка Унгени оказались остановлены румынским патрулём. Румыны потребовали от Дроздовского, который следовал вместе с броневиками на легковой машине, предъявить документы на проезд и сдать машины. "Покажите им документы", - обратился Дроздовский к ехавшему вместе с ним Нилову. Сергей Родионович понял намёк с полуслова. Как ни в чём не бывало, он вышел из машины, но направился не к румынам, а вскочил в ближайший к нему броневик №3 и приказал пулемётчикам открыть огонь поверх голов. Румынские вояки, не ожидавшие сопротивления, в панике разбежались, и автоколонна проследовала по своему назначению. Тут же, в своём автомобиле Дроздовский набросал приказ о назначении капитана Нилова командиром броневика № 3.

С этим броневиком Нилов совершил весь поход Яссы - Дон. Под Воссиятским 19 марта 1918 года у гати через болотистый ручей броневики дроздовцев безнадёжно застряли, их пришлось бросить, выведя из строя моторы. И лишь броневик № 3 успешно преодолел гать и продолжил поход. В дальнейшем броневик принимал участие в боях у Каховки, Акимовки, под Мелитополем, в штурме Ростова и освобождении Новочеркасска. И поскольку экипаж броневика с Ниловым во главе прекрасно себя зарекомендовал, Дроздовский распорядился присвоить броневику название "Верный".

Броневик "Верный" изначально представлял из себя зенитный бронеавтомобиль Пирлесс. В ходе боёв Первой Мировой войны броневик утратил своё зенитное орудие. Местные умельцы оснастили его четырьмя вращающимися пулемётными полубашенками, обеспечивающими ему круговой обстрел, так что "Верный превратился в своеобразный форт на колёсах. В экипаж бронеавтомобиля, помимо Нилова, входили штабс-капитан Антипов, поручик Бочковский, подпоручик Муромцев, прапорщик Шатагин, прапорщик Гребенщиков и два унтер-офицера - Кобенин и Хораб.



Броневик "Верный" во время похода Яссы - Дон. Фото сделано 31 марта 1918 года,
на заднем плане видны другие броневики дроздовцев

По прибытиее в расположение Добровольческой Армии, "Верный" и его экипаж пожелал видеть лично генерал Алексеев. "Из небольшой казачьей хаты, - вспоминал сам С.Р. Нилов уже в эмиграции, - в сопровождении генералов Деникина и Романовского, вышел верховный руководитель Добровольческой армии. Он приветливо поздоровался со мной, подошел к броневику и постучал пальцем по броне.
- Ну, Антон Иванович, - обратился он к генералу Деникину, - теперь вы можете гордиться, и у вас технические войска завелись. Какая у вас команда? - обратился генерал Алексеев ко мне.

- Офицерская, ваше высокопревосходительство, только шофер солдат.

- Да, латыш. Я уже слышал о нем от полковника Дроздовского. А вы откуда, капитан?

- Из Смоленска, ваше высокопревосходительство.

- О, мы, значит, земляки. Давно ли вы из дому?

- Полтора года.

- Я тоже оттуда уехал, прежнего там теперь ничего не осталось. Поезжйте с Богом. Надеюсь, что ваш броневик покроет себя славой, и вы доведете его до Смоленска, как довели до Дона.

Верховный удалился. “Верный” запыхтел и, разбрасывая грязь, пополз в Егорлыкскую" (конец цитаты).



Михаил Васильевич Алексеев.

Во главе экипажа броневика "Верный" С.Р. Нилов принял участие в разгроме красных на Дону, в частности, у станицы Торговой, а затем - во Втором Кубанском походе, в ходе которого поддерживал пулемётным огнём наступление кубанцев на село Ивановку, под селом Красная Поляна захватил у большевиков артиллерийское орудие, в ходе наступления белых на Белую Глину именно атака броневика "Верный" позволила прорвать оборону красных, причём Нилов, ворвавшись на своём броневике в селение, едва не захватил там в плен знаменитого красного командира Жлобу: легковая машина с большевистским командованием налетела на броневик и была обстреляна пулемётным огнём. Красного командира спасло только то, что белые посчитали всех, кто сидел в машине, убитыми и не сразу её осмотрели, что позволило Жлобе скрыться. "Если бы я знал, кто такой товарищ Жлоба и какую роль он будет играть вспоследствии, - с досадой вспоминал Нилов, - я перевернул бы весь сад и нашёл бы его".

В ходе сражения за Белую Глину "Верный" атаковал столь решительно и активно, что то и дело оказывался в тылу большевистских войск. Несколько раз белые принимали броневик за большевистский, но благодаря наблюдательности и распорядительности Нилова недоразумений удавалось избегать, и "Верный" ни разу не попал под "дружественный" огонь.

Преследуя красных, отходивших к станице Незамаевской, Нилов вынужден был свернуть с дороги на пашню, где его броневик и завяз. Красные попытались подбить броневик, но ниловцы открыли по ним такой ураганный огонь из трёх своих пулемётов, что обратили в беспорядочное бегство.

28 июня 1918 года Нилов с броневиком "Верный" был придан 2-й дивизии Добровольческой Армии, имевшей поручение захватить село Медвежье. "Верному" пришлось атаковать под проливным дождём, и он снова завяз. По счастью проходивший мимо отряд большевиков принял броневик за свой и помог его вытащить, после чего... Нилов благополучно взял весь этот отряд в плен. В дальнейшем Нилов на своём "Верном" принял участие в освобождении Ставрополя под командованием генерала П.Н. Врангеля и последующей обороне города. В ходе боёв за Ставрополь "Верный" был выведен из строя и оправлен на ремонт, вся его команда получила ранения.



Броневик "Верный" и его экипаж. Крайний слева - С.Р. Нилов.

В боях 1919 года С.Р. Нилов командовал 1-м, затем 3-м автобронеотрядом белых.  В составе этого бронеотряда числилось от 8 до 10 бронеавтомобилей, включая "Верный". Броневик "Верный" погиб осенью 1919 года в бою под Суджей, а последние бронемашины отряда, дошедшие до Новороссийска, Нилов распорядился утопить в Чёрном море. Вывезти их в условиях Новороссийской катастрофы было не на чем.

В Русской Армии Врангеля С.Р. Нилов вернулся к своей первоначальной воинской специальности артиллериста. Командуя 7-й батареей Дроздовской артиллерийской бригады, Нилов в октябре 1920 года был ранен, и на этом его участие в Гражданской войне завершилось. На транспорте "Ялта" Сергея Родионовича вывезли в эмиграцию. К этому времени он был уже полковником.

В эмиграции Нилов некоторое время продолжал служить в рядах Дроздовского полка, расположившегося в Орхание (ныне в Турецкой республике), а затем перебрался во Францию. В Париже ветеран Белого Движения окончил высшие военно-научные курсы и с началом Второй Мировой войны вступил во французскую армию. В 1939 - 1940 году, до капитуляции Франции, Нилов активно участвовал в боях с гитлеровскими агрессорами, защищая страну, которая дала ему приют. После Второй Мировой войны Нилов остался в Париже, возглавлял объединение дроздовцев во Франции. Скончался Сергей Родионович 21 августа 1976 года в Монморанси (пригород Парижа) в доме Союза Русских Военных Инвалидов, похоронен на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа. До конца своих дней он остался верен идеалам своей юности, не запятнав себя ни службой гитлеровским захватчикам, ни "походом в красную Каноссу" после войны.

Неизвестных героев не бывает, История Отечества, Гражданская война, Дроздовский и дроздовцы, Белые

Previous post Next post
Up