Равный корниловцам и марковцам

Mar 31, 2022 18:40

Среди участников Белого Движения на Дону заметна фигура генерала Адриана Константиновича Гусельщикова. Казаки величали его "стопобедным генералом", его успешные действия неоднократно отмечал в своих мемуарах П.Н. Врангель, а созданный его стараниями Гундоровский георгиевский казачий полк белыми мемуаристами ставился наравне с "добровольческой гвардией" - Корниловским и Марковским полками.



Адриан Константинович Гусельщиков

Адриан Константинович Гусельщиков (1871 - 1936) появился на свет в станице Гундоровской войска Донского в казачьей семье. Точная дата его рождения неизвестна: одни исследователи называют 26 мая, другие - 28 августа. В период с 1893 по 1895-й он отбывал срочную воинскую службу в рядах 10-го Донского казачьего полка, после чего поступил в Новочеркасское казачье юнкерское училище, готовившее офицерские кадры для казачьих войск. В 1900-м году Адриан Константинович окончил училище и получил свой первый офицерский чин - подхорунжего.

Известно, что Гусельщиков принимал участие в Первой Мировой войне в составе донских казачьих полков, однако, подробностей его участия в этой войне мне найти не удалось. Известно только, что к 1917 году он имел чин войскового старшины и занимал должность командира полка. А стало быть, воевал достойно, хоть и не получил сколь-нибудь значимых наград. Награды и признание ждали его после - в рядах Белого Движения.

После Октябрьского переворота и крушения фронта Гусельщиков вернулся на Дон, где принял участие в формировании Гундоровского Георгиевского казачьего полка. Основу этой воинской части составили казаки его родного, 10-го Донского казачьего полка, в громадном своём большинстве - георгиевские кавалеры (откуда и название "георгиевский полк"). С мая 1918 года Гусельщиков возглавил этот полк и провёл во главе его ряд успешных операций против большевиков. Командиром этого полка и стал в мае 1918 года (то есть, вскоре после завершения Степного Похода) Адриан Гусельщиков.



Пластун Гундоровского Георгиевского казачьего полка.
Гундоровцы носили погоны того полка, в котором служили в Первую Мировую,
и георгиевские петлицы.

"Сплоченные воедино лозунгом «Один за всех и все за одного», почти все георгиевские кавалеры за германскую войну, все рослые, здоровые - молодец к молодцу, Гундоровцы не знали поражений, - писал о гундоровцах генерал Донской армии И.А. Поляков. - Слава о них гремела по всему Донскому фронту, вселяя красным страх и ужас. Где Гундоровцы, там всегда успех, всегда победа, масса пленных, огромные трофеи. Пополнений от штаба полк не искал. Его родная станица непосредственно слала таковые. Служить в Гундоровском полку считалось честью. Раненые, не успев еще оправиться, уже спешили вернуться в полк. Видеть Гундоровцев в тылу можно было очень редко. Они не любили тыла. В общем, полк был особенный, особенной была и его организация: 1 500 - 2 000 штыков, 300-400 шашек и полковая батарея, все в образцовом порядке и прекрасном виде. В наиболее опасных местах, в наиболее критические моменты, Гундоровцы всегда выручали". Да, организация Гундоровского полка была необычной для казаков, в состав этого полка входили как конница, так и пехота, имелась и своя артиллерийская батарея. П.Н. Краснов в своей книге "Всевеликое войско Донское" отдал должное доблести гундоровцев: "История борьбы с большевиками знает три таких полка - Марковский и Корниловский офицерские в Добровольческой армии и Гундоровский казачий в Донской армии - рыцарские полки, без страха и упрека, никогда не считавшие врага, не интересовавшиеся своими потерями, но жаждущие только славы и победы.... Имя гундоровцев было так известно большевикам, что при встрече с казаками красноармейцы спрашивали: «Гундоровцы?» - и, получив утвердительный ответ, сдавались безропотно. Это действительно был особенный полк. Любовь к родине, неутолимая жажда славы и подвигов руководила этим полком. Раненые не залеживались здесь по госпиталям, но, едва оправившись, спешили снова в ряды полка. Гундоровца редко можно было встретить в Новочеркасске или Ростове - они все стремились к своему полку. После больших потерь, когда полк таял, уменьшался численно, не дожидаясь никаких мобилизаций или пополнений, гундоровцы писали в свою станицу: «Нас мало. Высылайте пополнения». И шли старые и малые. Шли все свободные, не взятые по мобилизации, но шли крепкие и бодрые. Конница сидела на прекрасных лошадях и щеголяла их уборкой, артиллерия имела отличные запряжки".

Во главе этого полка геройствовал и Гусельщиков, проявляя недюжинные военные способности. Первый свой бой большевикам казаки дали 2 мая (19 апреля ст.ст.), когда красные большими силами попытались овладеть станицей. Казаки встретили их на грамотно оборудованной позиции винтовочным огнём, а затем - штыковым ударом.Одновременно в тыл большевикам Гусельщиков выслал партизанский отряд численностью 35 человек. Когда красные, не выдержав мощного удара со стороны казаков, откатились назад, они нарвались на этих партизан, которые и довершили разгром. На поле боя остались лежать 400 человек убитых, добычей казаков стали 8 пулемётов и 10 двуколок с патронами.Тем не менее, Гусельщиков понимал, что красные вернутся, навалившись на станицу куда большими силами, отразить которые у него не хватит бойцов. Поэтому он распорядился вывести казаков из станицы, перейти Донец и укрепиться на его левом берегу, после чего попытаться войти в соглашение с украинцами-гайдамаками, занимавшими Луганск. Однако, украинцев в Луганске не оказалось. Вместо них посланцы Гусельщикова обнаружили там немецкий отряд. Понимая, что у них у самих недостаточно сил одолеть большевиков, они просили немцев о помощи - и, как ни странно, получили её  5 мая 1918 года гундоровцы сообща с немцами выбили большевиков из родной станицы.

В сентябре 1918 года, когда красные силами до 12 тысяч человек повели наступление против казаков от станции Таловой, Гусельщиков притворным отступлением завлёк большевиков быстрым отступлением к Бутурлиновке, где втянул их в узкое дефиле, по краям которого занимала позиции его пехота. Красные оказались в котле и положили оружие.



Вдохновлённое успехами гундоровцев, донское командование произвело их командира в генералы и назначило его командовать Северным отрядом, в состав которого вошёл и Гундоровский полк. С этим отрядом Гусельщиков выиграл у большевиков бой у хутора Петровского, За этот бой 1 февраля 1919 года Гусельщиков был произведён в генерал-лейтенанты. А 24 февраля того же года отряд Гусельщикова дал красным ещё один бой - в районе слободы Карпово-Обрывской. Это был классический встречный бой, в ходе которого заблудившиеся в тумане красноармейцы Миронова столкнулись с казаками, которые действовали как всегде дерзко и решительно. В результате их добычей стали 2 орудия, 20 пулемётов и 1800 пленных (напомню, белые пленных чаще всего ставили в строй). 27 февраля 1919 года Гусельщиков со своим отрядом успешно защищает стратегически важный железнодорожный мост у разъезда Грачи.

В начале апреля 1919 года Гусельщиков был тяжело контужен и попал в госпиталь. К этому времени его любимый Гундоровский полк попал под командование полковника Фолометова, который не сумел в отсутствии Гусельщикова грамотно организовать бой, и гундоровцы понесли большие потери. Взбешённый этими потерями Гусельщиков вызвал Фолометова к себе "на ковёр" и резко отчитал, в ответ на что полковник разрядил в генерала свой револьвер. Фолометова немедленно арестовали.
После выздоровления Гусельщиков получил под начало 8-ю Донскую казачью дивизию, во главе которой вёл бои в районе Луганска. В ноябре 1919 года его назначают командиром 3-го Донского корпуса. Однако Гусельщиков, умело сохранивший свой отряд от развала в декабре 1918 года, теперь ничего поделать уже не мог. Сказывалось подавляющее численное превосходство и возросшее умение красных. Вместе с остатками своего корпуса Гусельщиков эвакуировался из Новороссийска в Крым. Там 3-й Донской казачий корпус, понёсший значительные потери, был свёрнут в дивизию. Этой дивизией Гусельщиков умело командовал во время похода в Северную Таврию. Последнюю свою победу казачий генерал одержал в октябре 1920 года, когда его 3-я Донская казачья дивизия атаковала конницу Будённого, обратив её в бегство, что позволило врангелевской армии беспрепятственно отступить в Крым.



В эмиграции Гундоровский полк, разгромленный летом 1920 года в Северной Таврии, был восстановлен, и Гусельщиков снова встал во главе своих гундоровцев. Адриан Константинович пережил сидение на острове Лемнос, затем проживал в Болгарии и Югославии. С 1928 года жил в Париже, где и скончался в возрасте 64-х лет 21 февраля 1936 года.

________________________________
При написании статьи использованы:
1) Краткая биография Гусельщикова на сайте "Хронос"
2) Статья "Стопобедный генерал Гусельщиков и Гундоровский Георгиевский полк"
3) Материал о Гусельщикове в "Википедии"
4) Фрагмент о Гусельщикове в мемуарах П.Н. Краснова
5) Достаточно подробная история Гундоровского казачьего полка

Неизвестных героев не бывает, Казачество, История Отечества, Гражданская война, Белые

Previous post Next post
Up