Несокрушимый Коновалов без мифов

Jul 12, 2019 22:20

Скажу сразу: нашумевший фильм "Несокрушимый" я не смотрел, поэтому вдаваться в разбор его достоинств и недостатков мне не хочется. Отметить, разве что, стоит, что авторы фильма серьёзно погрешили против исторической правды, "подсадив" в танк Коновалова людей, никакого отношения к его экипажу не имевших. Список коноваловского экипажа известен сегодня поимённо - слава Богу, наградные документы были выписаны на всех. Взяв же для киношного экипажа имена с братских могил, оставшихся со времён войны на месте подвига Коновалова, авторы фильма не просто исказили исторические факты, но скощунствовали - ибо у людей, которым они приписали чужой подвиг, были подвиги собственные, эти люди отдали жизни, как ни высокопарно это прозвучит, за свободу и независимость нашей Родины. И имеют полное право на память о своих собственных заслугах. Впрочем, как я уже сказал, разбор достоинств и недостатков современной киноподелки, склёпанной людьми, чьи представления о Великой Отечественной войне ограничиваются парой компьютерных игрушек, мне не интересен. Гораздо интереснее поговорить о самом Коновалове, тем более, что 13 июля - как раз очередная годовщина его подвига.



Герой Советского Союза лейтенант Семён Коновалов

Коновалов Семён Васильевич (1920 - 1989) - лейтенант танковых войск, ветеран Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза.

Семён Коновалов родился 15 февраля 1920 года в крестьянской семье, жившей в селе Ямбулатово Татарской АССР. Несмотря на то, что село было чувашским, сам Коновалов по документам значился русским. Семья нашего героя не бедствовала. Во всяком случае, Семён сумел, в отличие от многих своих сверстников, завершить среднее образование. Школу он окончил национальную - чувашскую, но родной русский язык знал безукоризненно. Земляки вспоминают, что в детстве Коновалов был заводилой в детских играх. После окончания школы Семён некоторое время работал в родном селе почтальоном. В 1939 году его призвали в Красную Армию, а поскольку среднюю школу он закончил, армейское начальство решило сделать из него офицера и направило в Куйбышевское военное пехотное училище, которое он закончил за несколько дней до войны - в 1941 году. После чего новоиспечённого красного командира отправили служить... командиром танкового взвода 125-й пограничной стрелковой дивизии. По каким причинам выпускник пехотного училища был зачислен в танкисты, мне так и не удалось найти. Зато известно, что в боях Великой Отечественной войны Коновалов принимал участие с самых первых дней. Его дивизия дислоцировалась в Литве и одной из первых приняла на себя удар фашистских полчищ. В августе 1941 года Коновалов был тяжело ранен. Молодого офицера отправили в Вологду, в тыловой госпиталь, лечение затянулось. Выписали его лишь в конце октября 1941 года, и, видимо, недолеченным, поскольку неоднократные просьбы Семёна Васильевича вернуть его на фронт успехом не увенчались - его направили в Архангельск, где он несколько месяцев проработал инструктором по подготовке молодых бойцов.

Лишь в апреле 1942 года Коновалов смог вернуться в действующую армию - командиром взвода тяжёлых танков КВ в 5-ю отдельную гвардейскую танковую бригаду. В июне его переводят на аналогичную должность в 15-ю танковую бригаду 9-й армии Западного фронта.



Советский тяжёлый танк КВ-1 ("Клим Ворошилов")
Именно на таком Семён Коновалов совершил свой знаменитый подвиг.

Коновалов особенно отличился в ходе Воронежско-Ворошиловградской оборонительной операции. В начале июля 1942 года немецкие войска, отбив с большими потерями советское наступление на Харьков, глубоко вклинились в нашу оборону, грозя окружить 9-ю советскую армию в районе Миллерово. К 12-му июля советское командование объединило 5-ю гвардейскую, 15-ю и 140-ю танковые бригады в сводный танковый корпус, силами которого решило нанести контрудар и уничтожить наступающую от Черткова 23-ю танковую дивизию противника. Совершив 150-тикилометровый марш из района западнее Ворошиловграда, 15-я бригада к утру 12-го июля сосредоточилась в районе хутора Каюков и вступила в бой с неприятелем. Бой продолжался весь день 12-го июля и ночь на 13-е. В ходе этого боя танк Коновалова получил повреждения, из-за которых нарушилась подача топлива в двигатель.

Утром 13 июля сводный танковый корпус получил приказ атаковать и уничтожить Криворожскую группировку немцев (под Кривым Рогом фашисты сосредоточили всю свою 4-ю танковую армию), после чего выйти на рубеж Горный - Екатериновка и прикрыть правый фланг 73-й стрелковой дивизии: правее её у русских войск не было, и немцы там беспрепятственно продвигались на восток. Задача не из лёгких для танкового корпуса, но советское командование, видимо, рассчитывало на успех танков КВ, обладавших хорошей живучестью, неоднократно доказанной боями. Немцы просто не имели средств эффективной борьбы с этими тяжёлыми танками. Приказ, отданный 15-й танковой бригаде, гласил: "К 12.00 13.7.42 г., развернувшись на рубеже 5 - 6 км восточнее В. Тарасовка, уничтожить противника в районе Тимошевка и выйти на рубеж Антоновка, Екатериновка, Тимошевка. Если же противник пойдет на юг, бригада атакует в направлении Косоворотовка, Пеховка. Справа действует 140-я танковая бригада, уступом слева - 5-я гвардейская танковая бригада".



Танки КВ на походе. Спереди - тяжёлый танк КВ-1, аналогичный коноваловскому.
Следом за ним - танк КВ-2.

Возле хутора Нижнемитякин (или Нижний Митякин) у Коновалова заглох мотор. Танк пришлось остановить, чтобы устранить неисправность. Этим занялся сам командир танка С.В. Коновалов и помощник командира роты по технической части старший техник-лейтенант М.С. Серебряков. Остальная бригада продолжила движение. Таким образом, У Нижнемитякина остался один танк и семь человек - Серебряков, Коновалов и члены экипажа последнего - механик-водитель Козыренцев, младший механик-водитель Акинин, наводчик Дементьев, заряжающий Герасимлюк, радист Червинский.

Едва танк был исправлен, Коновалов неожиданно обнаружил на пригорке два немецких броневика. Сообразив, что эти машины, скорее всего, разведка, Коновалов решил принять бой. КВ открыл огонь на поражение. Один из броневиков вспыхнул, поражённый советским снарядом, второй успел скрыться. В это самое время немецкая танковая колонна развивала удар на Тарасовку, а на пути у неё лежал хутор Нижнемитякин. И единственный боеспособный советский танк - всё, что можно было им противопоставить.

Коновалов приказал завести мотор и отвести танк в лощину, откуда он не был бы виден неприятелю. Вскоре показался передовой отряд немцев в 35 танков. Подпустив эту колонну на 500 метров, танк Коновалова открыл огонь. 4 немецких танка остались гореть на поле боя, остальные откатились назад. Через некоторое время враг снова перешёл в атаку на хутор, на сей раз силами в 55 танков. 6 из них экипаж Коновалова подбил, остальные снова откатились.



Танк Коновалова в засаде

Немцы, однако, не собирались так легко отказываться от своих планов. Рано или поздно, громадный численный перевес, который они имели, должен был сыграть свою роль. И враги пошли в третью атаку. В ходе отражения этой, последней атаки немцев танк Коновалова израсходовал все снаряды, получил множественные повреждения и лишился хода. Тем не менее, и фашисты в этой атаке потеряли 6 танков, один броневик и 8 автомашин с пехотой. Лишь когда грозная пушка русского танка замолчала, немцы подтянули к нему 105-миллиметровое орудие и с расстояния 75 метров открыли огонь. В результате прямого попадания советский танк загорелся.

У Коновалова в этот момент оставался один снаряд. Семён Васильевич распорядился зарядить им пушку и предупредил, что после выстрела экипажу надлежит немедленно покинуть машину. Однако из-за многочисленных попаданий и пожара некоторые люки заклинило, и выбраться из горящего танка смогли только трое - сам Коновалов, техник-лейтенант Серебряков и наводчик Дементьев. Четверо членов экипажа погибли.



Танк Коновалова горит



Искорёженные остатки коноваловского танка.

Танкистам удалось снять с горящего КВ танковый пулемёт, кроме того, у всех троих было личное оружие. Коновалов решил пробиваться к своим. Чтобы не попасть в плен, трое героев пробирались на восток, не заходя в селения. Питаться приходилось сырым пшеничным зерном, а то и просто травой. Лишь в Нижнемитякин наши герои заглянули - попросили набрать воды, да похоронить погибших товарищей, не сумевших выбраться через нижний люк.

На четвёртые сутки блужданий коноваловцы обнаружили немецкий танк, стоявший с открытыми люками. Фашисты, находясь у себя в тылу, позабыли о бдительности. И поплатились. Серебряков прикладом пулемёта забил караульного, второго Дементьев уложил из пистолета. Ещё двое немецких танкистов, заслышав шум и попытавшись прийти на помощь своим товарищам, были настигнуты пулями самого Коновалова. Советским танкистам удалось завести трофейный танк и на нём они продолжили путь. А по пути - уничтожили ещё три автомашины противника: гитлеровцы явно не ожидали, что их собственный танк в их же тылу может их атаковать.

Когда Коновалов с товарищами прибыл на захваченном танке в расположение советских войск, выяснилось, что там их уже давно считают погибшими. 14 июля разведчики 15-й бригады были на поле боя, обнаружили обгоревший КВ, подсчитали подбитую немецкую бронетехнику, переговорили с местными жителями, и сделали вывод, что весь экипаж Коновалова погиб. На Семёна Васильевича даже успели отправить представление к званию Героя Советского Союза - посмертно.

Установив личности танкистов, командиры переписывать представление не стали, тем более, что подвиг был налицо. Поскольку Коновалов с товарищами вышел за линию фронта далеко от расположения родной 15-й бригады, его пришлось зачислить в другую танковую часть. И ещё месяц после описанных событий Семён Васильевич воевал на трофейном немецком танке, намалевав на броне пятиконечную звезду.

31 марта 1943 года состоялся указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении Семёну Васильевичу Коновалову почётного звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".



Семён Коновалов с наградным документом.

Получив награду, Семён Васильевич взял краткосрочный отпуск, чтобы навестить и успокоить мать. Но дома его не ждали - там уже получили похоронку. "Уходите!  - такими словами встретила мать нашего героя. - Мой сын погиб, вот похоронка". Но чтобы предъявить похоронку, дверь пришлось открыть - а на пороге стоял Семён, живой и невредимый, да ещё с новенькой медалью Героя на груди.

Семён Васильевич отбыл дома два дня и вернулся на фронт. Он воевал под Сталинградом до награждения и на Курской Дуге - после награждения. К концу войны Коновалов дослужился до командира танкового батальона, Победу встретил в Германии. В 1946 году уволился в запас, но в 1950-м (видимо, в связи с Корейской войной) был снова призван на действительную военную службу. Окончательно Семён Васильевич вышел в отставку только в 1956 году в чине подполковника. Скончался он 4 апреля 1989 года в Казани, где и похоронен.

_________________________
При написании статьи использованы:
1) Материал о Семёне Коновалове на сайте "Герои страны".
2) Материал о Семёне Коновалове на "Википедии"
3) Статья Олега Артюшенко.

Неизвестных героев не бывает, История Отечества, Великая Отечественная война

Previous post Next post
Up