Триумф и трагедия Вильнюса

Jul 13, 2019 22:30

13 июля 1944 года, 75 лет тому назад, победоносно для Красной Армии завершились бои за Вильнюс. Нынешняя столица Литвы была очищена от гитлеровских оккупантов войсками 3-го Белорусского фронта под командованием генерала И.Д. Черняховского. Вильнюсская фронтовая наступательная операция стала частью стратегической операции "Багратион" и логическим развитием победы под Минском. Я уже указывал, что именно Вильнюс указывался Черняховскому как конечная цель его фронта в операции "Багратион".



Советские войска вступают в Вильнюс

Немецко-фашистские захватчики стремились любой ценой удержать Вильнюс - не только как столицу советской Литвы [1]. Это обстоятельство, конечно, грело душу солдатам в серых мундирах, но не было определяющим. В конце концов, территориальное деление завоёванных территорий в случае своей победы нацисты вовсе не планировали привязывать к советскому территориальному делению. А вот важный транспортный узел на дальних подступах к Восточной Пруссии, каковым являлся Вильнюс, удержать было по-настоящему необходимо [2].

Однако, это было проще сказать, чем сделать. Основные силы группы армий "Центр" попали в котёл восточнее Минска и успешно добивались войсками трёх Белорусских фронтов [3]. Сплошного фронта перед войсками Черняховского не существовало. Историк Екатерина Минеева пишет, характеризуя планы Черняховского: "Командующий войсками фронта генерал армии И.Д. Черняховский решил главный удар нанести на правом крыле (на вильнюсском направлении) силами 5-й армии генерал-лейтенанта Н.И. Крылова, 5-й гвардейской танковой армии маршала бронетанковых войск П.А. Ротмистрова и 3-го гвардейского механизированного корпуса под командованием генерал-лейтенанта В.Т. Обухова. При этом он приказал подвижным соединениям уже к исходу 6 июля с ходу овладеть Вильнюсом. В центре, на алитусском направлении, действовала 11-я гвардейская армия генерал-лейтенанта К.Н. Галицкого, имевшая задачу форсировать Неман и захватить плацдармы на его западном берегу. Находившиеся на левом крыле 31-я армия генерал-лейтенанта В.В. Глаголева и 3-й гвардейский кавалерийский корпус, возглавляемый генерал-лейтенантом Н.С. Осликовским, должны были к утру 7 июля освободить железнодорожный узел Лида".




Генерал Иван Данилович Черняховский - командующий 3-м Белорусским фронтом

Однако с ходу овладеть Вильнюсом не получилось. Вильнюсская группировка врага оказала ожесточённое сопротивление. Гитлеровцы имели в городе 15 тысяч человек, 270 артиллерийских орудий, 40 танков и САУ [4]. Это, конечно, не особо много, учитывая, что противостоять нужно было двум армиям и мехкорпусу. Но немцы неплохо укрепили город. На ближних подступах к нему отрыли окопы полного профиля, оборудованы укрытия, огневые точки, позиции гитлеровцев прикрывали минные поля. В самом городе все каменные здания были заминированы и подготовлены к взрыву. Тяжёлая артиллерия противника стояла прямо посреди жилых кварталов, что не только скрывало её позиции от советских наблюдателей, но и крайне затрудняло контрбатарейную борьбу. Приходилось думать не только о подавлении вражеской артиллерии, но и о минимизации жертв среди мирных жителей, и о сохранении города. А платить за это своими жизнями предстояло атакующей русской пехоте [5].



В освобождённом Вильнюсе. Советские офицеры проходят мимо немецких тяжёлых пушек,
разбитых в ходе штурма города. Артиллерию немцы поставили прямо среди жилых домов.

К 9 часам утра 7 июля 3-й механизированный корпус подошёл к Вильнюсу и завязал бои на восточных и юго-восточных окраинах города. Одними из первых в город ворвались разведчики лейтенанта Шундина, следом за ними подтянулись танкисты генерала А.А. Асланова. В течение дня 7 июля аслановцы отразили не менее 20-ти контратак противника. В тот же день в 5 часов утра танковый десант 449-го стрелкового полка на танках 35-й гвардейской танковой бригады захватил немецкий аэродром на окраине Вильнюса, уничтожил стоящие там самолёты и занял оборону, отразив не менее 4-х контратак противника. Это сыграло свою роль: на протяжении боёв за Вильнюс советская авиация господствовала в воздухе, а оборонявшиеся гитлеровские войска лишались воздушного прикрытия.

На следующий день, 8 июля, к городу подошли основные силы 5-й общевойсковой и 5-й гвардейской танковой армий. Но взять Вильнюс с ходу не смогли. Советскому командованию пришлось корректировать планы. В течение дня 8 июля, не прекращая уличных боёв, советские войска обошли Вильнюс с севера и юго-запада, перерезав железные дороги, ведущие из Вильнюса на Гродно, Лиду и Каунас. В ночь на 9 июля немцы силами до 120-ти танков и САУ (боевая группа "Вертхерн") попытались деблокировать виленский гарнизон. Одновременно на станции Ландворово выгрузилась боевая группа Тольсдорф, а с запада к городу выдвигался 16-й авиадесантный полк немцев.
Перед Черняховским встала сложная задача. Нужно было, не ослабляя натиска на виленский гарнизон, произвести перегруппировку войск и отразить наступление переброшенных к Вильнюсу вражеских резервов. В результате на улицах Вильнюса оставались только две дивизии 5-й общевойсковой армии, в то время, как основные силы армии вместе с 3-м мехкорпусом должны были уничтожить группировку "Вертхерн". Одновременно танкисты Ротмистрова [6] получили приказ наступать на алитусском направлении, обеспечивая Вильнюс с запада.



10 июля группа армий "Север" попыталась оказать гарнизону Вильнюса поддержку с воздуха. С 45-ти немецких самолётов было сброшено 600 парашютистов в районе Погрудас. Однако силами 371-й и 184-й стрелковых дивизий десант был разгромлен. 13 июля транспортные самолёты немцев снова появились над городом  - на этот раз чтобы сбросить обороняющимся боеприпасы. Большая часть этих боеприпасов, однако, до адресатов уже не дошла: к 12-му июля немецкие войска были выдавлены из центра Вильнюса на западные окраины и рассечены на две части. Большая часть города контролировалась советскими войсками и участвовавшими в штурме города партизанами.

Партизаны оказали советским войскам неоценимые услуги, учитывая, что большую часть регулярных войск Черняховскому пришлось перебросить из Вильнюса на внешний фронт окружения. В боях за литовскую столицу принимали участие 11 советских партизанских отрядов Литвы [7], а также бойцы польской Армии Крайовой. Польские националисты изначально планировали освободить Вильнюс (Вильно) до подхода Красной Армии, чтобы восстановить польскую юрисдикцию над этим древним владением Речи Посполитой и поставить Черняховского перед фактом, с которым тот вынужден был бы считаться. Разработанная командованием Армии Крайовой операция получила название "Острая Брама". Однако наступление АКовцев, предпринятое 7-го июля, было отбито с большими потерями: немецкий гарнизон превосходил бойцов АК численностью, к тому же у партизан не было ни артиллерии, ни бронетехники. Полякам поневоле пришлось взаимодействовать с регулярными войсками Красной Армии. В частности, начиная с 9-го июля отряды АК наступали на Вильнюс совместно с бойцами 97-й Витебской и 277-й стрелковых дивизий.

13 июля, после двукратного предложения виленскому гарнизону сложить оружие авиация советской 1-й водушной армии нанесла по немецким позициям два массированных воздушных удара, после чего уличные бои возобновились с новой силой.  Одновременно гарнизон Вильнюса получил приказ своего командования, разрешавший ему отход. В результате в период с 4 часов до 7 часов утра группа неприятельских войск численностью до 3 тысяч человек прорвала окружение в районе обсерватории и ушла из Вильнюса в западном направлении, соединившись с группировкой "Тольсдорф". Части Красной Армии не смогли им помешать, сил не хватило. АКовцы же и не видели причин мешать: их целью было скорейшее освобождение Вильны, а не уничтожение фашистского гарнизона.

Отход остальных частей немецкого гарнизона удалось блокировать надёжно. К 17 часам 13-го июля Вильнюс был полностью очищен от гитлеровских захватчиков. В ходе боёв было уничтожено 7 тысяч немецких солдат и офицеров, 121 орудие и 11 танков. 28 танков, 156 орудий, 1100 автомашин и 153 склада с военным имуществом стали добычей победителей. В плену у Красной Армии оказалось 5,2 тысячи немецких солдат и офицеров [8].



Вильнюс, июль 1944 года. Гитлеровские войска сдаются.

В то время, как оставшиеся в Вильнюсе две дивизии 5-й армии добивали виленский гарнизон, 72-й и 45-й стрелковые корпуса этой же армии начали операцию по окружению и ликвидации немецкой группировки "Тольсдорф". 11 июля они, во взаимодействии с 29-м танковым корпусом 5-й гвардейской танковой армии, овладели населёнными пунктами Мейшагола и Ландворово, полностью окружив группировку "Тольсдорф". 13 июля гитлеровцам удалось, собрав новый танковый кулак, пробиться на соединение с окружёнными. В ходе последовавших боёв 13 - 14 июля Красной Армии удалось ликвидировать прорыв и в ночь на 15 июля завершить ликвидацию окружённой группировки врага.

Вильнюс, что бы там ни твердили современные пропагандисты, встречал освободителей ликованием, и немудрено: гитлеровцы и в Прибалтике сполна продемонстрировали своё звериное лицо. Я уже упоминал, что большинство каменных зданий в литовской столице немцами были заминированы, что крупнокалиберные пушки, обстреливавшие наступающие советские войска, стояли прямо в жилых кварталах. Практиковали оккупанты и систему захвата заложников. Я уже имел удовольствие писать о подвиге П.Д. Вернидуба, освободившего три тысячи мирных виленцев, которых немецко-фашистские палачи держали под арестом в костёле на улице Базельской и собирались уничтожить. Святость храма (католического, между прочим, то есть - безукоризненно европейского), как и религиозные чувства виленцев, карателей не заботили...



Жители Вильнюса встречают Красную Армию. Июль 1944 года.

Тем не менее, история освобождения Вильнюса была бы неполной без упоминания о трагедии воинов Армии Крайовой. Мы помним, что польские партизаны-антифашисты приняли в освобождении города живейшее участие. И что основной их целью был возврат Вильнюса под юрисдикцию Польши. На первых порах отношения между Красной Армией и польскими партизанами были предельно дружественны, советские солдаты и рядовые офицеры видели в поляках боевых товарищей, с которыми недавно сражались бок о бок. АКовцы и красноармейцы совместно патрулировали освобождённый город, помогая его жителям налаживать жизнь, ликвидируя и отлавливая недобитых полицаев.



Бойцы РККА и партизаны АК совместно патрулируют улицы освобождённого Вильнюса.

Однако неурегулированный территориальный спор рано или поздно должен был привести к конфликтам. И в данном случае поляки проявили похвальное стремление к компромиссу, а высшее советское командование - неуступчивость и коварство. Для начала командование АК предложило считать их самостоятельным, отдельным корпусом. В этом качестве они готовы были продолжать борьбу против немцев совместно с Красной Армией. Поляки не знали, что их судьбой "озаботился" лично Сталин. Конкуренты за обладание Вильнюсом диктатору с трубкой были не нужны. К городу начали стягиваться внутренние войска НКВД. 17 июля командиры частей АК были приглашены на совещание к генералу Черняховскому. Но к Черняховскому они не попали - вместо этого их арестовали и отправили в лагеря. Рядовых АКовцев окружили и разоружили.После чего почти все они были отправлены в Калугу в фильтрационные лагеря, за исключением 2500 солдат и офицеров партизанской армии, которым разрешили просто разойтись по домам. Какими критериями руководствовались НКВДисты, решая, кого из АКовцев отпустить, а кого - отправить на "фильтрацию", лично мне понятно не до конца, хотя Вячеслав Кондратьев (vikond65) убеждён, что отпустили всех местных уроженцев. Если это действительно так, то глупее НКВДисты ничего и выдумать не могли: ведь освобождённые АКовцы наверняка стали бы мстить за своих репрессированных товарищей, а виленские и ковенские леса им, как местным уроженцам, были известны досконально.

В Калуге бывшим партизанам предложили вступить в прокоммунистическую Армию Берлинга, сражавшуюся в рядах 1-го Белорусского фронта. Согласившимся выдали оружие и новое обмундирование, после чего отправили на фронт. Трудно их осуждать: немцы немало горя принесли польскому народу, немудрено, что поляки рвались в бой за освобождение своей Родины. После окончания войны часть этих АКовцев, насильно повербованных в прокоммунистические формирования, пополнила ряды "проклятых солдат" [9]. Большая же часть АКовцев отказалась, помня приказ своего командования, прямым текстом запрещавший им вступать в прокоммунистические формирования. Их тоже сложно осудить: большинство партизан Армии Крайовой составляли бывшие военнослужащие Войска Польского, привыкшие к святости присяги и к воинской дисциплине. Этих АКовцев, отобрав у них обмундирование, сослали на лесоповал. Лишь в 1947 году польские герои Вильнюсской наступательной операции смогли вернуться на Родину. Никаких наград за свои подвиги от советского руководства они так и не получили.



Грациан "Щербец" Фруг, командующий 3-й Виленской бригады АК,
один из руководителей партизан в Вильнюсской операции.
В 1947 году вернулся на Родину, где ... был повторно репрессирован коммунистическими
властями Польши

Можно понять стремление Сталина сохранить довоенные границы СССР в неприкосновенности. Но скажем прямо: с польскими партизанами-антифашистами сталинское руководство обошлось подло. Согласившись на  условия поляков - формирование отдельного самостоятельного корпуса - их можно было бы сохранить как бойцов единого антифашистского фронта, а после войны - использовать для борьбы против бандеровцев и "лесных братьев", к которым у поляков был собственный счёт. Вопрос же о размежевании границ между СССР и Польшей вполне можно было бы решить путём дипломатических переговоров. Но Сталин предпочёл путь репрессий, чем надолго осложнил русско-польские отношения. И то, что в ходе Варшавского Антифашистского восстания АКовцы до последнего уклонялись от контактов с советским командованием, объяснялось не в последнюю очередь трагическим финалом "Острой Брамы".

Главным же итогом Вильнюсской наступательной операции, несомненно стало то, что советские войска прорвались за Неман и создали плацдарм для дальнейшего наступления на территорию Восточной Пруссии. Перед командованием 3-го Белорусского фронта открывалась перспектива перенести боевые действия непосредственно на территорию государства-агрессора. Вильнюс же сохранял своё значение важного транспортного узла - но обслуживал теперь наступающие войска Красной Армии.
________________________________________

Примечания.
[1] Да-да, советской, и нечего кривить рожи, господа прибалты! В том 1944-м среди жителей Вильнюса те, кто считал гитлеровцев освободителями, были в явном меньшинстве.
[2] См. здесь.
[3] Как раз 13 июля завершился разгром Минско-Борисовской группировки немцев, окружённой в ходе освобождения Минска.
[4] См. здесь.
[5] См. здесь.
[6] 5-я гвардейская танковая армия
[7] См. здесь.
[8] по данным Е. Минеевой
[9] Так называли антикоммунистических партизан в послевоенной Польше. Большинство из них составляли бывшие АКовцы, однако, были и бойцы других антифашистских формирований - в частности, НСЗ.

История Отечества, Армия Крайова, Великая Отечественная война, Операция "Багратион"

Previous post Next post
Up