Историк из Москвы Антон Викторович Кизим (
antonkomnin) опубликовал свежую статью на тему о том, как закончилась Первая Мировая война, статью тем более интересную, что в этом году отмечается 110-летняя годовщина со дня начала Первой Мировой. Считаю своим долгом поделиться - а то я что-то давно у себя в ЖЖ исторических тем не затрагивал. Оригинал
здесь.
11 ноября считается датой окончания Первой Мировой войны. Именно 11 ноября 1918 года в Компьенском лесу было подписано перемирие между представителями Германии и стран Антанты. Германия признавала свое поражение. У нас эта дата не отмечается широко, и многие ее не помнят. А может, стоит помнить и отмечать?
С одной стороны, в «вагончике Фоша», к сожалению, не было представителя России. В этом небольшом знаковом событии мы не участвовали. С другой стороны, это событие нас касалось. Одним из условий этого перемирия бала отмена позорного Брестского мира, который советское правительство подписало в марте того же года. Согласно этому мирному договору, Россия теряла огромные территории - куда входили территории таких современных стран, как Польша, Литва, Латвия, Эстония, Украина и Белоруссия - выплачивала огромную контрибуцию и должна была поставлять Германии и ее союзникам ресурсы. Теперь же все это отменялось*. То есть, это событие было важным для нашей истории.
И собственно Брестский мир отвечает на вопрос, за что воевали русские солдаты в той войне. За то, чтобы не допустить такого позорного мирного договора. В начале войны Николай II писал о целях войны: «…оградить честь, достоинство, целостность России и ее положение среди Великих держав…», и у меня нет сомнений, что он правильно определил ставки в этой войне. И что у нас были все основания называть ту войну Второй Отечественной. Ведь со времен Наполеона у России не было такого опасного противника, как коалиция Центральных держав, которая реально могла сильно сократить территорию нашей страны. Было очевидно, что Отечество в опасности. Об этом говорило и пришедшее к власти в 1917 Временное правительство. А ставший главнокомандующим при Временном Правительстве Алексей Брусилов писал: «Отечество в опасности». И когда большевики пришли к власти, они вскоре стали говорить примерно то же самое. В феврале 1918 был издан знаменитый декрет «Социалистическое Отечество в опасности». А позже Иосиф Сталин будет использовать словосочетание «Отечественная война», говоря о борьбе трудящихся на Украине против империалистов Германии и Австрии. Как видим, у современников в вопросе о ставках этой войны разногласий практически не было. Всем было очевидно, что наше Отечество подвергалось большой опасности. Речь шла о целостности и независимости России.
Тогда мало у кого возникал вопрос о главном инициаторе Первой Мировой. И царская власть, и Временное правительство, и лидер большевиков Владимир Ленин - все говорили об инициативе со стороны Германии. Именно Германия была главным агрессором. К этому остается только добавить, что и с точки зрения гуманности, наша сторона выглядит намного лучше. Германия использовала газ, а ее подлодки топили гражданские суда. В Австро-Венгрии организовали концлагеря для русинов - православных жителей Галиции, которые симпатизировали России. В Османской империи жестоко поступали с армянами. С таким противниками не должно остаться сомнения, что правда была на стороне России.
Так откуда же появились слова о «ненужности Первой Мировой войны»? Почему до сих пор об этом не утихают споры?
О ненужности этой войны говорил Ленин. При этом он же писал, что главным инициатором Первой Мировой была Германия, но тезиса о «ненужности» это не отменяло. Его концепция была проста. Если в стране правят эксплуататоры вроде помещиков, то воевать за эту страну в любом случае не нужно. Даже если она не является инициатором войны и защищается от агрессии, война за нее все равно по определению будет несправедливой, так как у нее несправедливое «эксплуататорское общество». Если же правительство социалистическое, то это совсем другое дело, и за него надо самоотверженно сражаться.
Эта концепция морально устарела еще в советское время, когда в 30-е годы стали возрождать культ дореволюционных защитников Отечества. Вышли фильмы про Александра Невского, Александра Суворова, Минина и Пожарского. Появилась концепция «двух зол», согласно которой наши эксплуататоры являлись «меньшим злом», а значит, те, кто боролись против чужих эксплуататоров поступали правильно, так как противостояли «большому злу. Почти все дореволюционные войны в те годы «реабилитировали». И только Русско-Японскую и Первую Мировую по инерции продолжали называть «ненужными» (надо же было как-то оправдываться большевикам за разнузданную клеветническую кампанию против последнего русского царя, за пораженческую агитацию и злодейское убийство святой царской семьи - М.М.).
Теперь же споры о «нужности» бессмысленны - поскольку мало кто делит Россию на ту, которую нужно защищать, и которую не нужно (на самом деле именно сейчас слишком много развелось тех, кто желает поражения собственной стране и собственному народу - в нынешней Отечественной войне против нацистской Украины - М.М.). Если же кто-то искренне считает Россию какого-то периода «Мордором», которому можно желать поражения, то это уже не вопрос о Первой Мировой, а вопрос мировоззрения (здесь дерзну не согласиться с Антоном Викторовичем: это не вопрос мировоззрения, а вопрос совести. Вернее, её полного отсутствия и промытых мозгов. - М.М.).
Но возникает другой непростой вопрос, почему именно в Первой Мировой войне солдаты вдруг не захотели сражаться? Почему в феврале 1918 года Ленин был вынужден писать про «мучительно-позорные сообщения об отказе полков сохранять позиции»?
Главной причиной этого был небывалый эксперимент над нашими вооруженными силами. Называется этот эксперимент «демократизацией армии». Начался он в марте 1917 года, когда был издан «Приказ № 1», и закончился в марте 1918-го, вскоре после подписания Брестского мира. Во время этой «демократизации» фактически была уничтожена армейская иерархия. Появившиеся благодаря Приказу № 1 солдатские комитеты получили больше власти, чем офицеры, у которых забрали почти все способы воздействовать на дисциплину. Солдаты получили право митинговать вместо того, чтобы наступать. И естественно, многие этим правом активно пользовались.
Ни до, ни после не было такого эксперимента. И только во время этого эксперимента мы наблюдаем, как большинство наших солдат не хотели исполнять свой долг по защите Отечества. Жестокая реальность такова, что в тяжелые периоды Отечественных войн надо издавать не Приказ № 1, а Приказ № 227, известный, как «ни шагу назад». Про этот урок надо помнить, чтобы он не прошел для нас даром, чтобы новый эксперимент не стал причиной нового Брестского мира (на мой дилетантский взгляд, армии сегодня такая опасность не грозит. Гораздо опаснее возможность крушения тыла в результате устроенного пятоколонниками-славаукраинцами переворота. А такой переворот, увы, вполне возможен. - М.М.).
При этом не все наши солдаты перестали сражаться после того как Брестский мир был подписан. Были еще русские солдаты в экспедиционном корпусе во Франции. Правда, многие из них захотели вернуться на родину, когда узнали, что советское правительство вышло из войны. Но были и те, кто решил остаться сражаться: они понимали, что в боях на Западном фронте решается и судьба России. Эти солдаты составили формирование, которое получило название Русский легион чести. Это легион участвовал в прорыве Линии Гинденбурга, вскоре после которого Германия решила капитулировать. И как уже говорилось выше, капитуляция Германии освободила Россию от позорного мира. Солдаты Легиона чести достойны того, чтобы помнили их подвиг.
Чины Русского экспедиционного корпуса (будущего Русского Легиона Чести) во Франции.
Компьенское перемирие отменило Брестский мир, но до конца судьбу России не решило. Ее судьба решалась во время Гражданской войны, в результате которой часть территорий была все-таки потеряна, и Россия стала числиться среди проигравших стран.
Но с другой стороны, победа Центральных держав означала еще более плохой финал для нашей страны и ее народов. Поэтому именно в день капитуляции Германии можно сказать, что наши солдаты сражались не напрасно. И в этот день можно праздновать если не победу России, то победу Легиона чести. Сражавшиеся в нем люди, среди которых был, примеру, и Родион Яковлевич Малиновский - в дальнейшем герой Великой Отечественной войны, советский маршал и министр обороны - заслужили добрую память.
_____________________
* При этом важно понимать, что "союзники" отменили Брестский мир не во исполнение союзнического долга перед Россией и тем более не из благодарности нашим солдатам и офицерам, вынесшим на своих плечах основную тяжесть боёв. "Союзники" стремились не отблагодарить Россию, а ослабить Германию, лишить её плодородных земель Украины, сырьевых ресурсов Донбасса и удобных портов Крыма. А затем, с опорой на местных, столь удачно вскормленных Германие, национал-сепаратистов (украинских и крымско-татарских) прикарманить всё это себе. Поэтому союзники и палки в колёса Белому Движению активно вставляли, поэтому и не признали де-юре белогвардейские правительства, поэтому и давили на Колчака, чтобы Верховный Правитель признал "независимость" всех самопровозглашённых республик на национальных окраинах Российской империи. Колчак это сделать отказался - и был выдан "союзниками" большевикам на расправу. Однако, человек предполагает, а Бог располагает. Планам "союзников" не суждено тогда было сбыться, прикормленные ими национал-сепаратисты потерпели поражение в Гражданской войне. К сожалению, от красных, а не от белых. (Прим. хозяина блога)