Вязьма, год 1812-й

Nov 03, 2022 22:51

3 ноября сего года исполнилось ровно 210 лет со дня Вяземского сражения Отечественной войны 1812 года. 22 октября  (3 ноября) 1812 года русские войска под командованием М.А. Милорадовича, Ф.П. Уварова и М.И. Платова нанесли поражение трём корпусам наполеоновской армии - корпусам Даву, Богарне и Понятовского. На этот раз главные силы обеих армий участия в сражении не принимали. Тем не менее, сражение под Вязьмой сыграло важную роль в уничтожении наполеоновской "Великой Армии".



Вяземское сражение 3 ноября 1812 года.

После неудачи под Малоярославцем Наполеон со своими войсками оказался вынужден отходить на Смоленск по Старой Смоленской дороге. Ни продовольствия, ни фуража у французов практически не было, боеприпасы тоже были на исходе. Тем не менее, эта армия всё ещё оставалась организованной и достаточно многочисленной. Наполеон рассчитывал, по занятии Смоленска, установить связь с корпусами Ренье, Шварценберга и Сен-Сира и выстроить прочную линию фронта от Динабурга до Бобруйска с опорой на такой естественный водный рубеж, как Днепр. На этой линии, если бы удалось её удержать, можно было бы подтянуть тылы и резервы и в 1813 году начать новое наступление.

Параллельно армии Наполеона, в 10 - 12 км южнее Старой Смоленской дороги, двигалась армия Кутузова, продолжая закрывать французам возможность повернуть на Калугу.  Михаил Илларионович понимал, насколько опасно для России позволять Наполеону занять Смоленск раньше русских. И если французы шли, обременённые тяжёлым обозом с награбленным добром, а потому двигались медленно, то русские могли идти форсированным маршем. В голове русского главнокомандующего вызрела идея занять Смоленск прежде французов и тем самым окружить армию Наполеона, которую по пятам преследовали казаки Платова. А ещё лучше - перехватить французскую армию до Смоленска.


Отряд генерала М.А. Милорадовича был выслан к Вязьме по кратчайшей дороге. Если бы Милорадовичу удалось занять Вязьму раньше французов, то их положение могло бы стать абсолютно катастрофическим. Милорадович располагал  двумя пехотными корпусами (3-м и 4-м) и двумя кавалерийскими корпусами (также 2-м и 4-м), плюс к тому ему были приданы 5 казачьих полков. Внушительная сила, вполне способная преградить путь наполеоновским войскам, учитывая, как сильно армия Наполеона растянулась по дороге. Но если бы французскому императору удалось собрать всю свою армию в кулак, сил Милорадовича могло оказаться недостаточно, поэтому в помощь ему Кутузов дополнительно выделил кавалерийский отряд Ф.П. Уварова.



Генерал Михаил Андреевич Милорадович



К сожалению, опередить французов не удалось. уже 30 октября Наполеон со своей гвардией вошёл в Вязьму. Несмотря на то, что логика подсказывала ему поскорей уходить из города и двигаться дальше на запад, Наполеон решил заночевать в Вязьме - его гвардейцам требовался отдых. На следующий день к Вязьме стали подходить остальные французские войска. 1 ноября русская разведка засекла арьергардный корпус Л.Н. Даву у села Царёво-Займище в 40-ка км от Вязьмы. На следующий день он был уже у села Фёдоровского, в 13 км от Вязьмы. 2 ноября Наполеон со своей гвардией покинул Вязьму.

Тем не менее, у Милорадовича оставался шанс разгромить под Вязьмой один из самых боеспособных французских корпусов - корпус Даву. Этот шанс он не мог упустить. Милорадович, правда, не знал, что Наполеон предполагал пропустить корпус Даву вперёд, сменив его в арьергарде на корпус Нея, остававшийся в Вязьме. В результате против войск Милорадовича оказывался не один, как предполагал Михаил Андреевич, а целых четыре корпуса, поскольку между войсками Нея и Даву находились корпуса Богарне и Понятовского.

В 4 часа утра 3 ноября 1812 года Милорадович вышел из села Спасское и двинулся к Вязьме. Некоторое время спустя Платов с казачьими полками и приданной ему в помощь 26-й пехотной дивизией атаковал корпус Даву в Фёдоровском и выбил его оттуда. Даву начал отступление по направлению к Вязьме. Около 8 часов утра кавалерия Милорадовича подошла к селу Максимова и обнаружила там на марше 13-ю пехотную дивизию французов. Ахтырские гусары и киевские драгуны решительно атаковали вражескую пехоту и разгромили 1-ю бригаду 13-й дивизии. Так русская армия преградила путь корпусу Даву, отходившему от Фёдоровского.



Сражение под Вязьмой. Карта.

Видя бедственное положение Даву, отступавшие через Вязьму корпуса Богарне и Понятовского поспешили к нему на помощь. Совместными усилиями с передовыми частями корпуса Даву французам удалось оттеснить русскую кавалерию с дороги, поскольку пехота Милорадовича ещё не успела подойти. Однако к 10 часам утра эта пехота начала подтягиваться. Первой к месту сражения прибыла 4-я пехотная дивизия принца Вюртембергского. Она смогла прочно оседлать Старую Смоленскую дорогу и отрезать Даву пути к отступлению. А с тыла на французов продолжали наседать казаки Платова, поддержанные 25-й пехотной дивизией.

Войска Богарне попытались оттеснить с дороги русскую пехоту, однако Милорадович успел развернуть несколько артиллерийских батарей, которые и открыли огонь по неприятелю. Особенно досталось пытавшемуся прорваться к Вязьме корпусу Даву, который, чтобы избежать полного разгрома, был принуждён свернуть с дороги направо и прорываться на соединение с Богарне по пересечённой местности, что, учитывая погодные условия, означало: по непролазному месиву из грязи и недавно выпавшего мокрого снега. В этом месиве застряли обозы корпуса, которые французскому маршалу пришлось бросить. Кое-как соединившись с Богарне, Даву занял позицию на правом фланге последнего. Во второй линии, за Богарне, расположился польский корпус Понятовского. По сути, Милорадович поменялся местами с противником: теперь три французских корпуса преграждали ему дорогу на Вязьму.



В 2 часа дня Милорадович начал решительное наступление против корпусов Даву и Богарне. Теперь под его началом собрались все подчинённые ему воинские части плюс отряд Платова. Основной удар Милорадович направил против правого фланга неприятельской позиции, против сильно поредевшего корпуса Даву. После яростного боя русские войска начали теснить французов, и Богарне, опасаясь попасть в окружение, распорядился начать отход к Вязьме. Первоначально он планировал закрепиться на высотах перед городом, однако артиллерия Милорадовича действовала слишком эффективно. Французы не удержали этих позиций и откатились в Вязьму.

В Вязьме, как я уже говорил, находился корпус Нея. На общем совете французские военачальники решили обороняться в Вязьме столько времени, сколько будет возможным, чтобы позволить остальным силам "великой армии" оторваться от преследования, а также - чтобы вывезти из Вязьмы имеющиеся там кое-какие военные запасы. Эти запасы были крайне необходимы французам.

В 16 часов вечера Милорадович начал штурм Вязьмы. К этому времени на помощь к нему подоспел отряд Уварова - 40 кавалерийских эскадронов. Уваров не успел принять участия в бою на Старой Смоленской дороге, но теперь он со своими конниками заметно увеличивал силы атакующих. Кроме того, к югу от Вязьмы показались главные силы Кутузова, занявшие село Быково в 7 км от города. Кутузов до конца сражения так в него и не вмешался, но этого и не требовалось: один факт присутствия его войск деморализовывал обороняющихся.



Штурм Вязьмы войсками Милорадовича, Уварова и Платова.

Милорадович наносил удары по Вязьме с трёх сторон - с востока, с северо-востока и с юго-запада, где действовали партизанские отряды Фигнера и Сеславина, решившие поддержать действия своих регулярных войск. Первым в Вязьму ворвался Перновский пехотный полк и сразу же начал теснить противника. Французы, общее командование над которыми принял Ней, огрызаясь, медленно отступали под ударами. Ожесточённое сопротивление солдат Нея не позволило русским войскам окружить французов в Вязьме. Особенно яростный бой разгорелся на базарной площади, куда с двух сторон вышли 11-я и 26-я русские пехотные дивизии под командованием, соответственно, Павла Чоглокова и Ивана Паскевича. На площади закипела рукопашная схватка, победа в которой осталась за русскими.



В решающий момент в Вязьму ворвались казаки Платова. Их атака окончательно решила судьбу города. Французы оставили Вязьму, сожгли мосты через одноимённую реку и разбили лагерь за городом. Вязьма после уличных боёв горела - Милорадовичу и его солдатам не удалось сохранить город от разрушения.

Тем не менее, французам было нанесено серьёзное поражение. Впервые за всё время войны 1812-го года не только стратегическое, но и тактическое. Корпус Даву после Вяземского сражения практически перестал существовать, так что Милорадович выполнил задачу, которую перед собой ставил. Брошенные маршалом Даву в грязи обозы стали добычей русских. Русские войска захватили также три орудия, два знамени и до двух тысяч пленных. Около четырёх тысяч солдат и офицеров (а по некоторым сведениям - до восьми тысяч) французы потеряли убитыми. Потери же атакующих русских войск составили около 1800 тысяч человек убитыми и ранеными, что Милорадович также мог записать себе "в плюс".

Отрезать пути отступления французам в Вязьме русским войскам не удалось. Тем не менее, удар по боевому духу "великой армии" это сражение нанесло сокрушительный. Четыре французских корпуса в течение целого дня постоянно ощущали себя перед лицом угрозы полного уничтожения. При этом русские сражались в меньшинстве: под Вязьмой у французов было 37 тысяч человек против 25 тысяч у русских.



Французы отступают от Вязьмы.

_____________________________________
При написании статьи использованы:
1) Статья "Бой под Вязьмой" на сайте православного журнала "Нескучный сад"
2) Статья Антона Трофимова "Вяземское сражение. День, когда не стало армии Наполеона" на сайте "История.РФ"
3) Материал РИА "Новости"

История Отечества, Наполеоновские войны, Гроза 12-го года

Previous post Next post
Up