Герой Бородина и Вязьмы

Nov 02, 2022 22:06

Имя Павла Николаевича Чоглокова плохо знакомо широкому читателю в России. Он теряется на фоне таких знаменитых героев 1812 года, как Багратион, Милорадович, Коновницын, Дохтуров, Давыдов или Фигнер. Между тем, этот человек, встретивший Отечественную войну 1812 года в должности полкового командира и отличившийся в начале ноября 1812 года под Вязьмой уже в качестве командира дивизии, заслуживает, чтобы о нём помнили.



Чоглоков Павел Николаевич

Павел Николаевич Чоглоков (1772 - 1832) - русский офицер, генерал-лейтенант, герой Отечественной войны 1812 года, ветеран Суворовских и Наполеоновских войн.


Павел Чоглоков родился в знатной дворянской семье, проживавшей в Петербурге и состоявшей в близком родстве с царствующим домом Романовых: бабушка его приходилась кузиной императрице Елизавете I, так что сам Чоглоков получался четвероюродным братом императоров Александра I и Николая I. Появился он на свет, как я уже сказал, в Петербурге, и произошло это 18 января 1772 года. Так что в этом году - 250-летний юбилей со дня его рождения. По знатности рода Чоглоков был с малолетства записан в офицеры, а военное образование для будущей службы получил в привилегированном Петербургском Шляхетском кадетском корпусе. В 1790 году из корпуса он был выпущен поручиком в Псковский мушкетёрский полк. В это время шла война со шведами, и Чоглоков прямо, можно сказать, со школьной скамьи отправился на фронт. Первое боевое крещение, правда, прошло для него без особых отличий. Возможность отличиться предоставилась ему четыре года спустя, при подавлении польского восстания 1794 года. В ходе ожесточённого штурма Праги (предместье Варшавы, не путать с одноимённой столицей Чехии) Чоглоков проявил настоящую доблесть, которая была замечена самим Суворовым. Александр Васильевич лично написал на молодого офицера представление к Ордену Святого Георгия IV степени. Прошение великого Суворова было не только уважено, но Чоглоков получил в дополнение к ордену ещё и повышение в чине.



Суворов вступает в Варшаву.

В царствование императора Павла, столь богатое на поспешные опалы, Чоглоков, подобно многим офицерам, навлёк на себя царственный гнев: в июне 1799 года за некие "упущения по службе" (в чём они состояли, так и не удалось установить) Чоглоков был отставлен от службы, но в 1800 году высочайше реабилитирован, возвращён в армию и удостоился производства в полковники.

В следующее царствование, при Александре I, карьера Чоглокова пошла, что называется, в гору. Уже в 1803 году Павла Николаевича назначают командиром одного из лучших полков в русской пехоте - Кексгольмского мушкетёрского (впоследствии преобразованного в гренадерский, а затем включенного в состав Гвардии). Когда в 1805 году разразилась русско-французская война (т.н. Война Третьей Коалиции), Чоглоков вместе с полком принял участие в походе на Ганновер. Возможно, это сохранило ему жизнь, так как в катастрофическом для России сражении при Аустерлице он не участвовал.

В следующем, 1806 году, после распада Третьей Коалиции, император Александр I поручает Чоглокову формирование нового полка русской пехоты - Перновского мушкетёрского. В августе формирование полка было завершено, и Чоглоков получил над этим полком шефство. В том же 1806 году разразилась новая война против наполеоновской Франции - Война Четвёртой Коалиции, в которую на этот раз вошла Пруссия. На территории Пруссии и развернулись основные боевые действия, и на этот раз Чоглокову довелось в них участвовать непосредственно. Во главе Перновского полка Павел Николаевич сражался под Гейльсбергом и Фридландом. Хоть итоги последнего сражения и оказались для России ещё более катастрофическими, чем итоги двухгодичной давности сражения под Аустерлицем, действия Чоглокова и его бойцов оказались безукоризненны. Полковник даже удостоился за этот бой золотой шпаги с надписью "За храбрость".



Фридландское сражение.

Фридландское побоище завершило Войну Четвёртой Коалиции. Русская армия возвращалась домой. Однако уже в следующем году вспыхнула очередная война со Швецией, всё никак не желавшей смириться со своим поражением в Великой Северной войне и утратой своего великодержавного статуса. Чоглоков снова выступил на фронт во главе своих перновских мушкетёров. В ходе боёв на севере он вновь продемонстрировал недюжинные способности в плане командования полком. Очередная, четвёртая по счёту Северная война, закономерно завершившаяся победой России, принесла Российской Империи обладание Финляндией и окончательный мир со Швецией, а Чоглокову - генеральский чин.

С первых дней Отечественной войны 1812 года Чоглоков состоял в 1-й армии генерала Барклая-де-Толли, оставаясь шефом Перновского мушкетёрского полка (а по некоторым сведениям - ещё и командуя бригадой в составе 11-й пехотной дивизии). В ходе отступления 1-й армии Чоглокову довелось участвовать в сражениях с наполеоновскими войсками под Островно и Смоленском. В битве под Островно Чоглоков командовал бригадой в составе арьергарда, его бригада находилась в первой линии, прикрывая дорогу на Витебск и подвергаясь убийственному огню вражеской артиллерии. Тем не менее, войска Чоглокова не только устояли, но и поднимались в штыковые атаки. Отошли они только по приказу командующего.



В ходе Бородинского сражения Чоглоков находился в центре русских позиций и принял участие в обороне Курганной высоты (Батареи Раевского). Когда бой на Курганной Высоте достиг своего предельного накала, когда на русскую пехоту, прикрывавшую батарею, обрушились одна за другой несколько атак французской кавалерии, Чоглоков вынужден был принять под своё временное командование 11-ю пехотную дивизию, заменив выбывшего из строя по ранению генерала Бахметьева. Официальные реляции о Бородинском сражении отмечают, что Чоглоков действовал грамотно, сберегая людей и стараясь при этом нанести максимальный ущерб неприятелю. Его полки неоднократно поднимались в штыковые атаки на французскую кавалерию, а атаковавших Курганную высоту вражеских кирасир ему удалось остановить ружейным огнём Перновского и 34-го егерского полков и принудить к отступлению.  Наградой Чоглокову стал Орден Святой Анны 1-й степени. В сентябре 1812 года Кутузов утвердил Чоглокова командиром 11-й пехотной дивизии.



Бородинское сражение. Русская пехота останавливает огнём французских кирасир.

В дальнейшем Чоглоков принял участие в Тарутинском и Малоярославском сражениях. Но подлинно звёздным часом его стало Вяземское сражение 3-го ноября 1812 года. В этом бою Чоглоков одним из первых ворвался в оккупированную французами Вязьму, лично возглавив атаку Перновского полка.  В ходе последовавших уличных боёв Чоглоков вывел свою дивизию к базарной площади одновременно с 26-й дивизией Паскевича. На базарной площади разгорелась ожесточённая рукопашная схватка, победа в которой осталась за русскими пехотинцами. За боевые отличия в Вяземском сражении Чоглоков удостоился Ордена Святого Георгия Победоносца 3-й степени. Правда, указ об этом награждении вышел только летом 1813 года, когда Павел Николаевич со своими полками уже находился за границей, освобождая от наполеоновской оккупации немецкие княжества. Полки же, наиболее отличившиеся под командованием Чоглокова в Вяземском сражении, - Перновский и Кексгольмский - стали именоваться гренадерскими, то есть пополнили собой ряды отборной русской пехоты.



Вяземское сражение.

В ходе Заграничных походов Русской Армии Чоглоков в качестве начальника дивизии принимал участие в блокаде крепостей Модлин и Глогау, а затем - в знаменитых сражениях при Бауцене и Лейпциге. За отличие при Лейпциге он был пожалован чином генерал-лейтенанта. В 1814 году Чоглоков снова находился в гуще боёв - блокировал Бельфор и Венсенскую крепость, участвовал в сражениях при Бриенн-ле-Шато и Арси-сюр-Об, находился в рядах армии-победительницы во время её торжественного вступления в Париж. На этом боевая страда для генерала Чоглокова завершилась. По окончании войны он удостоился Ордена Святого Владимира 2-й степени и должности командующего Гренадерским корпусом.

В 1818 году Павел Николаевич Чоглоков был вынужден выйти в отставку по болезни. Он поселился в Санкт-Петербургской губернии, в Шлиссельбургском уезде, где и скончался в 1832 году, окружённый почётом. Могила генерала находится в деревне Колтуши Всеволожского района современной Ленинградской области. В соседней деревне Старая в его честь названа улица, на ней есть памятник герою.



Памятник генералу Чоглокову в Ленинградской области. Современное фото.

Павел Николаевич Чоглоков был женат. Его избранницей стала Мария Андреевна Лачинова, представительница знатной дворянской фамилии. Были ли у них в этом браке дети, мне неизвестно.

И всё-таки жаль, что память Чоглокова увековечена только в глухой деревне, пусть и в Ленинградской области. Жаль, что в самом Петербурге, родном городе Павла Николаевича, нет ни памятника ему, ни улицы в его честь.
__________________________________
При написании статьи использованы:
1)  Биографическая статья А.В. Шишова о Чоглокове.
2) Справочная статья о Чоглокове с сайта журнала "Нескучный сад"
3) Статья о Чоглокове из "Википедии".

Неизвестных героев не бывает, История Отечества, Наполеоновские войны, Санкт-Петербург, Гроза 12-го года

Previous post Next post
Up