Бой у Тарутина спас Петербург?

Oct 18, 2022 18:12

6 (18) октября 1812 года, 210 лет тому назад, произошло Тарутинское сражение, в ходе которого русские войска под командованием Л.Л. Беннигсена разбили крупный авангардный отряд французов под командованием И. Мюрата, нанеся ему значительные потери и принудив к отступлению. Со стороны русских в сражении участвовало около 13 тысяч человек, со стороны французов - 26 тысяч при 197 пушках. Полного разгрома Мюрату удалось избежать только благодаря тому, что Кутузов получил известие о выходе всей французской армии из Москвы. В этих условиях разгром Мюрата утрачивал своё стратегическое значение - сохранить силы для действий против самого Наполеона было важнее.



Тарутинское сражение. С картины П. фон Гесса. Иноземный художник плохо представлял себе русскую природу:
у нас в октябре обычно все деревья уже облетели. И даже если день 18 октября 1812 года выдался солнечным,
листва вряд ли была бы зелёной.


В сентябре 1812 года, после оставления Москвы, Кутузов совершил свой знаменитый Тарутинский марш-манёвр, имевший своей целью выйти во фланг основным силам Наполеона, занявшим Москву, и прикрыть от противника направление на Калугу, в богатые продовольствием и фуражом южные губернии России. Два дня Кутузов отступал со своими войсками по Рязанской дороге на юго-восток от Москвы, а потом резко свернул на запад, переправился через Москву-реку у Боровского перевоза и к 21 сентября (3 октября) 1812 года сосредоточился в Тарутине, оказавшись в тылу главных сил Наполеона. Посланный же в преследование Мюрат ещё два дня продолжал, как ни в чём не бывало, уверенно идти по Рязанской дороге, преследуя несколько русских полков, которые по специальному приказу Кутузова для обмана противника продолжили двигаться в прежнем направлении. В окрестностях Тарутина русская армия обустроила укреплённый лагерь, пополнилась резервами и стала готовиться к новым боям.

К началу октября 1812 года Мюрат с авангардным отрядом расположился на реке Чернишне, наблюдая за русской армией. В распоряжении французского маршала были два кавалерийских корпуса неполного состава, сильно потрёпанные в ходе Бородинской битвы. Поначалу ни русские, ни французы не беспокоили друг друга: Кутузову надо было готовить поступающие в армию пополнения к кампании против основных сил Наполеона, когда тот решит выйти из Москвы, а не расходовать их в боях со всякими мюратами. Мюрат же не беспокоил Кутузова, понимая, что сил для штурма укреплённого Тарутинского лагеря у него катастрофически не хватает.



Русская армия в Тарутинском лагере

Однако 3 (15) октября партизанский командир Иван Дорохов сообщил Кутузову, что наблюдает в Москве признаки какого-то необычного движения неприятеля. Были основания предполагать, что армия Наполеона готовится покинуть Москву. Теперь передовой отряд Мюрата, "дежуривший" в виду Тарутинского лагеря, мог реально превратиться в авангард, к которому со временем подойдёт вся французская группировка. Поэтому в голове генерал-квартирмейстера штаба русской армии К.Ф. Толя созрел замысел напасть на Мюрата и разгромить эту довольно крупную, оторванную от основных сил своей армии группировку до возможного подхода Наполеона.

Позиция французов имела свои слабые стороны. Её центр и правый фланг надёжно прикрывались от удара реками Нарой и Чернишней, но левый фланг располагался на открытой местности. Левое крыло отряда Мюрата упиралось в Деднёвский лес и практически не охранялось, хотя только этот лес и отделял его от русских войск. Так что с этой стороны представлялось удобным нанести удар - под покровом леса русские войска могли бы подойти к французам почти вплотную и совершенно незаметно.



Генерал Карл Фёдорович Толь

План Толя поддержали Леонтий Беннигсен и Пётр Коновницын. Кутузов идею одобрил и утвердил диспозицию, согласно которой движение войск должно было начаться в 18:00 4 (16) октября, а непосредственно атака - на следующее утро, в 6 утра 5 (17) октября, то есть - ещё под покровом темноты. Однако в ночь на 5 (17) октября Кутузов получил сведения о начавшемся движении противника по Старой Калужской дороге. Предполагая, что Наполеон уже выступил из Москвы, Кутузов совсем не хотел встретиться на Чернишне с главными силами противника - для генерального сражения это место не представлялось благоприятным. Поэтому Михаил Илларионович отменил приказ. Днём 17 октября выяснилось, что сведения о начавшемся движении неприятеля оказались ложными, после чего Кутузов назначил наступление на следующий день - 18 октября.

Предполагалось, что Беннигсен во главе трёх пехотных корпусов (2-го, 3-го и 4-го), 10 казачьих полков и части 1-го кавалерийского корпуса нанесёт главный удар по незащищённому левому флангу Мюрата. Свои силы Беннигсен разделил на три колонны, в первой из которых состояли 10 казачьих полков, 1 конно-егерский, 2 драгунских, 1 уланский и 1 гусарский под командованием генерала Василия Орлова-Денисова. Эта колонна должна была обойти левый фланг французов через Деднёвский лес и выйти им в тыл у деревни Стремиловой. Вторую колонну составлял 2-й пехотный корпус генерала Багговута. Этот корпус имел задачу атаковать левый фланг Мюрата в лоб, у деревни Тетерино. Третья колонна - 4-й пехотный корпус генерала Александра Остермана-Толстого - должна была выйти на одну линию со второй колонной и также атаковать занятую войсками Мюрата деревню Тетерино. В резерве у Беннигсена оставался 3-й пехотный корпус и1-й кавалерийский корпус.

Одновременно другая группировка российских войск под командованием генерала М.А. Милорадовича наносила вспомогательный удар по правому флангу Мюрата. Задача этой группировки состояла в том, чтобы сковать своими действиями правый фланг противника и не дать ему перемещать подкрепления на атакуемый левый фланг. Войска Милорадовича были построены в две линии. Первую линию составляли части 7-го и 8-го пехотных корпусов. Вторая линия представляла из себя резерв. Её образовывали войска 5-го пехотного корпуса.





Карта Тарутинского сражения.

Отдельная задача ставилась войскам 6 пехотного корпуса, котррый должен был при поддержке двух кирасирских дивизий атаковать от Тарутино деревню Винково, в которой располагался центр войск Мюрата. В тылу у Мюрата действовали партизанские отряды А.С. Фигнера и И.С. Дорохова - они должны были перерезать Мюрату пути отступления. казалось, что этот план способен обеспечить полный разгром отряда Мюрата. Но для этого было необходимо, чтобы русские войска действовали синхронно.

Однако с самого начала план Кутузова начал давать сбои. Беннигсену с его мощной войсковой группировкой не удалось осуществить предписанный ему манёвр, даже несмотря на то, что в помощь ему был придан сам К.Ф. Толь - автор идеи Тарутинского сражения и бывалый штабист. Лишь отряд Орлова-Денисова точно вышел в назначенное ему место и решительно атаковал неприятеля. Под ударом Орлова-Денисова оказались кирасиры Себастиани, совершенно не ожидавшие нападения. Русские казаки врубились в их расположение и гнали неприятельскую конницу до расположения артиллерийских батарей. Французские артиллеристы попытались картечными залпами остановить атакующих казаков, но те, не взирая ни на какую стрельбу, смело обрушились на артиллерийские позиции, изрубили прислугу и захватили 38 орудий. Врага в полном расстройстве гнали до Рязановского оврага, где на помощь Себастиани подоспели кавалерийские дивизии Клапареда и Нансути, которые смогли несколько оттеснить казаков.



Атака казаков Орлова-Денисова на французскую артиллерию в ходе Тарутинского сражения.

Однако войска Багговута и Остермана-Толстого заблудились в лесу и вышли на исходные позиции к атаке с большим опозданием. Поскольку казаки Орлова-Денисова в это время уже крушили французскую артиллерию, Мюрат уже знал, что его левый фланг атакован, и был готов встретить удар. Первым из Деднёвского леса вышел 4-й корпус Остермана-Толстого и немедленно атаковал Тетерино, как ему и было предписано, не дожидаясь сосредоточения всех своих сил. Французы ждали нападения. Русским же пришлось атаковать по частям. Остерман-Толстой сначала ввёл в сражение Тобольский пехотный полк, затем поддержал его 20-м Егерским. Остальные его полки ещё не выбрались из леса. В это время перед Тетерино стали появляться части корпуса Багговута. Багговут тоже решил не дожидаться, когда соберутся все его силы, и повёл в атаку один из своих егерских полков.

Несмотря на атаку столь слабыми силами, войскам Остермана-Толстого и Багговута удалось вынудить французов к отступлению и захватить Рязановский овраг - путь, по которому Мюрат мог бы наиболее безболезненно, с наименьшими потериями отвести свои войска. Мюрат вовремя увидел опасность, собрал свои резервы и выбил егерей Багговута из оврага. Сам Багговут в этом бою был убит неприятельским ядром. Командование его колонной взял на себя находившийся при ней Беннигсен. Этот генерал, по верному наблюдению Наполеона, особой решительностью не отличался. Он не рискнул повторить атаку имевшимися у него в наличии силами, и предпочёл подождать, когда подтянутся остальные его войска. Мюрат воспользовался предоставленной ему передышкой и по Рязановскому оврагу увёл свои войска к деревне Спас-Купля.

В это время к Беннигсену начали подтягиваться части 3-го пехотного корпуса, который, как мы помним, намечался в резерв. Беннигсен мог бросить его на Рязановский овраг и помешать организованному отступлению Мюрата. Но Беннигсен приказал корпусу атаковать Тетерино. Когда же из леса показались основные силы 4-го пехотного корпуса, Беннигсен бросил их против центра позиций Мюрата. Атаковать там, по большому счёту, было уже некого - Мюрат стремительно отходил, вовсе не желая подвергать свои два неполных корпуса разгрому со стороны превосходящих русских сил. Эта атака 4-го корпуса стала самой прискорбной ошибкой Беннигсена в сражении при Тарутино.



Тарутинское сражение. Русские войска выдвигаются к полю боя.

А что же Милорадович? - спросите вы. А Милорадович со своими корпусами вообще не принимал участия в сражении. Его вины тут не было никакой: движение его войск остановил Кутузов. Михаил Илларионович получил сообщение, что партизаны перехватили пакет, содержавший приказ от маршала Бертье генералу Аржану. Приказ состоял в том, чтобы отправить обозы на Можайскую дорогу, а войска дивизии перевести на Новую Калужскую дорогу к Фоминскому. До этого партизан Сеславин доносил Кутузову, что встретил значительные силы противника как раз у Фоминского. По всему выходило, что французская армия оставляет Москву и собирается двигаться на Калугу и Тулу по Новой Калужской дороге. Поскольку в намерения Кутузова входило ни при каких обстоятельствах не пропускать Наполеона к Калуге и Туле, он предпочёл не сковывать боем свои основные силы. Наступление Милорадовича было остановлено. Отряд Дорохова, имевший, как мы помним, приказ атаковать тылы Мюрата и перерезать ему пути отхода, также был перенацелен на Фоминское. В помощь Дорохову Кутузов двинул гвардейскую кавалерию, отряд Фигнера и 6-й пехотный корпус Дохтурова. Таким образом, на левом фланге русской армии создавалась мощная группировка, способная выдержать удар Наполеона до подхода основных сил. Но сделано это было за счёт ослабления давления на Мюрата.

Лишь часть войск Милорадовича приняла участие в бою. Несколько кавалерийских полков он направил в помощь Орлову-Денисову, который снова перешёл в наступление и гнал французов до Спас-Купли, где Мюрат, наспех оборудовав артиллерийские позиции, сумел огнём своих пушек остановить русскую кавалерию. Позднее войска Мюрата отошли на Вороново.



Генерал М.А. Милорадович

Таким образом, разгромить два корпуса Мюрата у Кутузова не получилось. Главная причина этого - в несогласованности действий между русскими корпусами, находившимися в подчинении Беннигсена, и в ошибках самого Беннигсена. Тем не менее, это была победа. Русские войска захватили 38 пушек и 1,5 тысячи пленных, более 2 тысяч человек французы потеряли убитыми. Победа значительно подняла дух русской армии, упавший после оставления Москвы. Самое же главное - французам было продемонстрировано, что русская армия жива и готова снова сражаться, что Кутузов перехватил инициативу и ищет сражения (от которых прежде уклонялся, верный стратегии Барклая-де-Толли). Возможно, именно это сражение убедило Наполеона отказаться от своих планов двигаться с основными силами армии на Петербург - император французов понял, что ему предстоит в этом случае не только иметь дело с решительно настроенным корпусом Витгенштейна, но и рисковать получить в самый неподходящий момент удар в тыл со стороны армии Кутузова. Его же собственная армия за время пребывания в Москве в значительной степени утратила дисциплину. Двигаться на Петербург после Тарутинского сражения Наполеон не осмелился. Уход его армии из Москвы стал отступлением. 

Кутузов, История Отечества, Наполеоновские войны, Гроза 12-го года

Previous post Next post
Up