Новая встреча с Унзово: время страхов и надежд

Jul 13, 2022 23:17

8 - 11 июля сего года нам с дочерью в очередной раз довелось съездить на наше родное озеро Унзово. В третий раз едем туда в условиях не функционирующей турбазы, и всякий раз - с разным настроением. В 2020-м мы ходили по территории опустевшей турбазы с чувством, что присутствуем при кончине любимого человека, причём это чувство я от себя усиленно гнал. В 2021-м году, когда в ННИИРТе, которому принадлежит турбаза, начали громко говорить о том, что турбаза выставлена на торги, и даже называли конкретных покупателей, было стойкое ощущение, что ходим мы не по турбазе, а по кладбищу, что всё, что было нам дорого, всё, с чем связано и мое, и дочери детство, теперь навсегда умерло и погребено, а от турбазы, ставшей для нас второй родиной, скоро и следа не останется. В этом году в ННИИРТе заверяют, что турбазу продавать не будут, что её планируют восстанавливать и на следующее лето открыть. Начальство в ННИИРТе сменилось, против прежнего начальства возбуждено уголовное дело, так что есть основания этим сведениям верить. Более того: в профкоме всерьёз заинтересовались моими идеями по развитию турбазы. Так что в этом году, бродя по турбазе, я чувствовал не только острую жалость к этому месту, где когда-то прошли лучшие годы моей жизни, но и радостную надежду на скорое воскресение, на то, что ныне безлюдные кварталы снова оживут и огласятся детскими голосами, что в домиках по вечерам будет уютно гореть свет, а с танцплощадки снова донесётся музыка, утверждая господство человека над дикой природой.  Тем более, что, несмотря на три года, в течение которых турбаза не эксплуатировалась, она всё ещё не превратилась в заброшку. Сторожа продолжают не только дежурить на Унзово, но и поддерживать там относительный порядок.



Рассвет над озером Унзово. Заснято примерно в 2-30 утра 9 июля 2022 года.
Рассвет над озером Унзово - как знамение будущего возрождения любимой турбазы

Грибов нет, несмотря на все мои ожидания (незадолго до нашего отъезда кое-кто из моих виртуальных друзей размещал в своих ЖЖ фотографии "урожая" грибов). Не помог даже пятичасовой ливень, разразившийся 9 июля в середине дня и продолжавшийся до 19-00. Лето в этом году выдалось засушливое. Строго говоря, у меня были все шансы не попасть на Унзово в этом году не только из-за катастрофического финансового положения, но и из-за того, что леса почти всё лето простояли закрытыми для посещения из-за высокой пожароопасности. Однако сосновские друзья пригласили на уху, так что удалось не только вырваться, но и ничего за это не заплатить.


Озеро который год стоит на крайне низком уровне. Барачный пляж, хоть и наметился в этом году, по сравнению с годом прошлым, но там мелко, купаться решительно невозможно. Королевский пляж, столь популярный в прошлом у унзовитов, весь зарос травой, к воде не подступиться. Функционирует лишь пляж возле бани, рядом с которой мы и разбили свою дикарскую стоянку. Однако, вода по-прежнему чистая, а в связи с сильной жарой - ещё и очень тёплая, так что купаться - одно удовольствие. Воздух, как всегда, свежий, сосновый, никакого запаха гари не чувствуется - значит, в окрестностях Унзова леса не горят.



Наша дикарская стоянка. В этой палатке изначально предполагалось, что буду жить я,
но в ней предпочла поселиться дочка. Увы, палатка оказалась крайне неустойчива к дождю.



Палатка, в которой ночевал я, оказалась понадёжнее.
В целом же ночи стояли тёплые, так что мы не мерзли.
А промокшие вещи днём удалось просушить на солнце.



Тебя нет краше, наше озеро Унзово, милее места в целом мире не найти!



Унзово в лучах летнего солнца



Знаменитое унзовское "белое безветрие", столь благоприятное для рыболовов.



Вечернее фото в районе Барачного пляжа. Или уже бывшего пляжа?
Везде мель, купаться здесь больше негде. И вылез из-под воды мыс,
на котором пришлось оборудовать детский пляж в 2019 году.



Шашлычница. Около неё озеро пересохло полностью



Карасёвое озеро становится всё меньше и меньше, неуклонно превращаясь в обычное болотце.

Что касается турбазы, её, так сказать, текущего состояния. Увы, наша родная турбаза требует серьёзного ремонта, и чем дольше она будет стоять без эксплуатации, тем больше средств надо будет затратить на приведение её в человеческий вид. Прежде всего, на турбазе нет воды. Никакой, даже в системе экстренного пожаротушения, что, вообще-то говоря, смертельно опасно посреди сосновых лесов. Негде помыть руки или ополоснуть лицо (только в озере). И это, надо сказать, очень тревожный знак. Трубы системы пожаротушения собирались варить ещё прошлым летом, однако воз и ныне там. Впрочем, будем надеяться на лучшее.

Турбаза без эксплуатации стремительно ветшает. Теперь обваливаются уже не только сифоны умывальников, скамейки и качели, как это было в прошлом году. Начали обваливаться некоторые домики. В частности, 15-й, двухэтажный домик, от которого отвалилась доска надо входом и висит на одном гвозде. В то же время стоит отметить, что на всей турбазе нет ни одного выбитого окна или взломанной двери. Значит, сторож всё-таки поддерживает порядок и не позволяет мародёрствовать, к чему имеют наклонность некоторые местные, приезжающие на Унзово дикарями. Отсутствие выбитых стёкол - это уже обнадёживающий признак: значит, турбаза всё ещё остаётся оплотом порядка и цивилизации посреди леса, значит, человек в этом месте всё ещё хозяин. Закон выбитого окна все помнят? Все окна целы - а значит, турбаза ещё может воскреснуть. Но с её возрождением явно стоит поторопиться - боюсь, на будущий год станет уже поздно.



14-й домик в "Щербинках". Стоит, как будто туристы из него только что уехали.



"Щербинки"



Домики обслуживающего персонала

Сторожка - последний на сегодняшний день оплот цивилизации и законности на Унзово.
А вокруг на многие километры - тайга, населённая дикими зверями и столь же дикими людьми.
Когда турбаза функционировала, звуки радио и дискотеки далеко разносились вокруг,
отпугивая хищников. Но сейчас турбаза пуста, и на ней стоит гробовая тишина.
Как скоро в её ближайших окрестностях начнут появляться волки, медведи и рыси,
я предсказать не берусь...



Пустынный "детский квартал" на фоне тревожного заката.
Господи, дай ответ: поселятся ли снова в этих домиках мамы и бабушки с детьми?
Но эти домики хотя бы полностью целы и ухожены.



А вот 15-й домик уже начал разваливаться.



Обвалившаяся детская качель рядом с душевыми.



Под душевыми, которые не использовались уже три года,
поселилась семья очень крупных ужей. Вероятно, в августе они тут выведут детёнышей.



Неиспользуемые умывальники ржавеют. Вероятно, здесь тоже все трубы надо уже менять.



На танцплощадке свалили все беседки с турбазы.



Единственный голос, который можно услышать на безлюдной турбазе -
это тревожные, пронзительные крики какой-то крупной птицы (на фото),
напоминающие автосигнализацию. Что это за птица, разглядеть не удалось -
она сидела слишком высоко на дереве.

А местные отдыхающие-дикари крутятся вокруг пустующей турбазы, точно стая стервятников, предвкушая тот день, когда можно будет её растаскивать по своим домам и участкам. Мебель из домиков и столовой явно пригодится в хозяйстве, лодки - тем паче: большинство местных дикарей даже не стесняются, что промышляют на озере браконьерством. Местные в один голос твердят, что турбаза уже не поднимется, что ННИИРТ просто запросил за неё слишком высокую цену прошлым летом, но рано или поздно ему всё равно придётся согласиться с той ценой, которую давал за турбазу местный олигарх, решивший превратить её в свою дачу - 20 миллионов рублей (себестоимость турбазы, в пересчёте на нынешние цены - не менее 200 миллионов, если что). Турбаза им не нужна - они с джипами проедут куда угодно, в какую угодно чащу, чтобы поставить там свой табор и нажарить шашлыков. А захотят отдохнуть "культурно" - к их услугам "Черепашьи озёра" в пяти минутах езды от Сосновского. В их головах просто не укладывается, какая разница между отдыхом на турбазе или диким отдыхом в палатке. Им не понять, что палатка не держит дождя, если он зарядит слишком надолго, что просушиться после этого дождя дикарям зачастую негде (турбаза, помимо крыши над головой, предоставляла отдыхающим ещё и камины). Им, владельцам мощных джипов, не понять, что переть на своём горбу консервы на три - пять дней - не такая уж лёгкая задача, особенно если на том же горбу палатка, спальник, туристическая пенка и смена одежды. Не понять им и того, что платить за "Черепашьи озёра" не каждый обладатель среднего кошелька в состоянии, да и место там для отдыха куда менее удобное, чем на Унзово.

Дай Бог, чтобы ветры, дующие из ННИИРТа, не переменились, чтобы турбазу всё-таки восстановили и открыли следующим летом в обычном режиме. Дай Бог, чтобы чаяния заезжих мародёров не оправдались. Лично я готов делать для этого всё, от меня зависящее. Потому что место это - одно из красивейших в нашей Нижегородской области, потому что турбаза эта  - самая дешёвая в нашей области, а значит - доступна практически любому кошельку, при этом уровень комфорта на ней вполне приемлемый, особенно после появления "кабинок Богословского". Потому что турбаза эта пережила и горбачёвскую перестройку, и лихие 90-е, и страшные лесные пожары 2010-го, так что негоже, если её добьёт какая-то жалкая пандемия ковида. И просто потому, что Унзово - это место, где я вырос.



И сосны там, как обычно, рвутся в небо...

Христианин на отдыхе, На озере Унзово

Previous post Next post
Up