Эксперт по разборкам с бандеровцами

Jun 08, 2022 22:35


Станем, браття, всі за волю, від Сяну до Дону,
В ріднім краю панувати не дамо нікому.

(С) Украинский национальный гимн
7 июня 1887 года на свет появился один из самых известных у нас в России героев Великой Отечественной войны и, безусловно, самый известный партизанский командир этой войны - Сидор Артемьевич Ковпак. Так что в этом месяце у Сидора Артемьевича - 135-летний юбилей. Ковпак и его партизанский отряд, численность которого за время войны возросла с нескольких десятков человек до чуть ли не дивизии, не только нанесли существенный урон гитлеровским захватчикам на территории Украины, но и активно противодействовали гитлеровским пособникам - бандеровцам, которых Ковпаку удавалось не только успешно громить, но и переманивать на свою сторону.



Сидор Артемьевич Ковпак

Сидор Артемьевич Ковпак появился на свет 26 мая (7 июня по новому стилю) 1887 года в украинской крестьянской семье в селе Котельва (ныне - посёлок городского типа в Полтавской области). Грамоте будущий вождь украинских партизан обучался в местной церковно-приходской школе. Семья Ковпаков, вопреки расхожему мнению о малороссийском крестьянстве, была бедной, так что мальчику с 10-ти лет пришлось батрачить у местного торговца в лавке, выполняя самую грязную и тяжёлую работу. Однако, Ковпак отличался сообразительностью и расторопностью, так что к моменту своего совершеннолетия дослужился до приказчика.

Вскоре Сидора Артемьевича призвали в Императорскую Армию. Ковпак отслужил срочную службу в Александровском пехотном полку, квартировавшем в Саратове, и после демобилизации остался в этом городе на заработки. В 1914 году, с началом Первой Мировой войны его снова призывают в армию. Сидор Артемьевич попал в команду разведчиков Асландузского пехотного полка. Уже в этот период будущий партизан отличался отвагой, смекалкой и редкой удачливостью. Он несколько раз был ранен, но всякий раз неизменно возвращался в строй. В 1916-м году Ковпак со своим Асландузским полком принял участие в Брусиловском прорыве. Рассказывают, что император Николай II собственноручно вручил Сидору Артемьевичу за боевые заслуги два георгиевских креста - IV и III степеней.



Георгиевский крест III степени. Именно такой получил Ковпак из рук императора Николая II

Однако после революции Ковпак, как и многие другие солдаты-фронтовики, не избежал искушения революционными идеями. Весной 1917 года он был избран в полковой комитет - и уже этим летом комитет принял решение не исполнять приказа командования о переходе в наступление. Полк в результате был отведён в тыл - формально в резерв, фактически же солдаты разбрелись по домам. Ковпак, душа которого к военному дело не лежала (а целей текущей войны, увы, ему так никто и не сумел грамотно объяснить), полагал, что на этом война для него и закончилась. В конце 1917 - начале 1918 года он окончательно встал на сторону большевиков, принимал участие в установлении советской власти в родной Котельве. Однако вскорости вся Украина была оккупирована немцами. Вот когда сказалась безответственная политика солдатских комитетов!

Ковпак, при всех издержках его политических убеждений, всё-таки был патриотом. К тому же немцы, заботясь о спокойствии в своём тылу, развернули масштабные гонения на сторонников левых политических партий, к числу которых, понятное дело, принадлежал и Сидор Артемьевич. В итоге Ковпак создал в родной Котельве партизанский отряд и во главе его развернул борьбу с немецкими оккупантами. Так он приобрёл первый опыт настоящей партизанской войны. В мае 1919 года партизанский отряд Ковпака присоединился к регулярной Красной Армии, а сам Сидор Артемьевич оказался зачислен в знаменитую 25-ю стрелковую дивизию В.И. Чапаева, с которой и довоевал до конца Гражданской войны.

По окончании Гражданской войны Ковпак вернулся к себе на Украину, работал военным комиссаром в Токмаке, Геническе, Кривом Роге, Павлограде. В 1926 году демобилизовался, до 1936 года находился на хозяйственной работе, в 1936 г. был избран депутатом Путивльского городского совета, с 1937 г. и до самого начала Великой Отечественной войны работал в должности председателя Путивльского горисполкома.



Ковпак - чиновник. Фото 1950 года.

Когда началось нацистское вторжение на Украину, для Сидора Артемьевича не стоял вопрос о том, на чьей стороне быть. Он воевал против немецких оккупантов ещё в 1918 году, вопреки официальной позиции его партии. Тем с большей энергией он готов был продолжать эту борьбу теперь. В июле 1941 года в Путивле местные партийные органы формируют партизанский отряд на случай прихода немецких оккупантов, а на должность главы этого отряда намечают Ковпака. Сидору Артемьевичу на тот момент было уже 54 года - возраст, по советским меркам, практически пенсионный.

После соответствующей подготовки 8 сентября 1941 года Ковпак и его люди уходят в лес. А 10 сентября 1941-го, два дня спустя, Путивль был занят гитлеровскими войсками. Вскоре к партизанам стали присоединяться красноармейцы из частей и подразделений, попавших в окружений. В результате под началом Ковпака собралось 42 человека, причём оружие имелось только у 36-ти из них. Не слишком-то оптимистическое начало. Однако Ковпак не унывал. И сам он, и его бойцы понимали, что небольшому отряду после удачной диверсии легче затеряться в лесах, а оружие... Оружие можно добыть и у врага в бою, причём в неограниченном количестве. Сидор Артемьевич говаривал в шутку: "Мой поставщик - Гитлер". К тому же отряд заблаговременно подготовил себе материально-техническую базу в Сладщанском лесу - лесном массиве в Путивльском районе размером 10 на 15 километров.

27 сентября 1941 года к отряду Ковпака присоединилась группа партийного актива из Конотопа. В середине октября в Сладщанский лес прибыл партизанский отряд под командованием С.В. Руднева. 18 октября 1941 года оба отряда объединились. Командиром соединённого Путивльского отряда стал Ковпак, комиссаром - Руднев.



Ковпак и Руднев

Уже 19 октября  отряд Ковпака успешно отразил наступление батальона карателей с 5-ю танками, при этом 3 вражеских танка оказались захвачены (!!!) паризанами. В ноябре 1941 года партизаны отразили второе наступление карателей (немцы потеряли при этом 200 солдат и офицеров, а партизаны захватили богатые трофеи - 5 пулемётов и 20 винтовок), а 1 декабря вырвались из окружения и совершили рейд в Хинельские, а затем в Брянские леса. Это был первый рейд ковпаковцев - в дальнейшем подобные операции станут регулярными в его отряде. Из рейда ковпаковцы возвратились существенно возросшими численно за счёт добровольцев из местного населения: в отряде было уже 500 бойцов.

В феврале 1942 года отряд вернулся в Сладщанский лес. 15 мая ковпаковцы предприняли новый рейд по Сумщине, продолжавшийся до 24 июля. В ходе действий ковпаковцев возник обширный партизанский край, объединивший не только украинские территории, но и сопредельные районы РСФСР и Белоруссии. Партизаны многократно имели стычки с превосходящими силами противника, но неизменно выходили победителями. Оккупанты потеряли около полутора тысяч солдат и офицеров. Этот рейд примечателен тем, что в ночь на 27 мая ковпаковцы очистили от немецких захватчиков Путивль - город, так много значивший для Ковпака в его довоенной жизни.



Ковпаковцы входят в освобождённый от немцев населённый пункт.

Ковпак сделался автором новой партизанской тактики. Вместо того, чтобы сидеть на своей постоянной базе, периодически нанося удары по вражеским гарнизонам и коммуникациям, Ковпак начал мобильную войну: его отряд совершал непрерывные рейды, не только громя вражеские тылы, но и пополняясь за счёт местного населения. "Путивльский отряд сразу сумел выделиться, - пишет историк Игорь Сулимов на сайте "Военное обозрение", - своими дерзкими и вместе с тем выверено-осторожными действиями. Все, что делал Ковпак, не укладывалось в нормальные правила. Его партизаны никогда не сидели долго на одном месте. Днем они прятались в лесах, а передвигались и атаковали противника по ночам. Шли отряды всегда окольными путями, прикрываясь от крупных частей врага заслонами. Небольшие немецкие отряды, заставы, гарнизоны уничтожались до последнего человека. Походный строй партизан за считанные минуты мог занять круговую оборону и начать огонь на поражение. Основные силы прикрывали мобильные диверсионные группы, которые подрывали мосты, провода, рельсы, отвлекая и дезориентируя противника. Приходя в населенные пункты, партизаны поднимали людей на борьбу, вооружали и обучали их". Ковпак понимал, как много в партизанской войне зависит от морального состояния бойцов. И потому всегда внимательно следил за настроениями партизан. А также сталался поддерживать их дух регулярными победами над врагом. При отражении наступлений карателей командир и комиссар отряда неизменно находились на переднем крае, среди своих бойцов - не выпуская при этом из виду нитей управления боем.

18 мая 1942 года за успешные партизанские действия против врага Ковпаку было присвоено звание Героя Советского Союза. Руднева тогда же наградили... орденом "Знак Почёта", хотя командир и комиссар вместе делили все тяготы партизанской войны. Ковпак был в ярости: "Мой комиссар - не доярка какая-нибудь, чтобы его так награждать!" Но Руднев перед войной подвергался репрессиям, на нём клеймом висел ярлык "троцкиста"...



Ковпак с группой партизан на награждении в Москве. 1942 г.

26 октября 1942 года ковпаковцы отправились в рейд на Правобережную Украину. Форсировав Десну, Днепр и Припять, они оказались в Житомирской области. А затем вышли в Полесье. Именно там в полной мере проявились полководческие качества Ковпака, успешно спланировавшего и осуществившего операцию " Сарненский крест". В Сарнах (Ровенская область Украины) сходились дороги Барановичи - Сарны - Ровно и Ковель - Сарны - Коростень. По последней немцы усиленно перебрасывали войска для группы армий "Юг", завязшей под Сталинградом, надеясь деблокировать окружённую группировку фельдмаршала Паулюса. Поначалу Ковпак планировал взять Сарны и удерживать их (после успеха предыдущих рейдов такая задача казалась ему по плечу, а полк коллаборационистов-словаков, охранявших Сарны, не представлял из себя серьёзной боевой силы). Однако, перебежчик-словак сообщил Ковпаку, что немцы тайно подвезли к Сарнам четыре эшелона с немецкими войсками и выгрузили их в городе, надёжно прикрыв его. Таким образом, возможности освободить Сарны у Ковпака не было - но и отступить просто так он не мог: это значило бы предать товарищей, гибнущих в развалинах Сталинграда. И Ковпак пришёл к простому выводу: если нет возможности вырвать из рук немцев сам Сарненский железнодорожный узел, надо просто повзрывать все мосты вокруг него. Что и был успешно выполнено: партизаны взорвали пять железнодорожных мостов, в результате чего Сарненский железнодорожный узел оказался надолго выведен из строя. Блестящий поход Ковпака был успешно завершён освобождением посёлка Лельчицы в Гомельской области Белоруссии, где партизанами был полностью разгромлен вражеский гарнизон.

9 апреля 1943 года за успешные действия на Правобережной Украине Ковпаку было присвоено воинское звание генерал-майора. Однако, Сидор Артемьевич и не думал почивать на лаврах: оказанную ему честь он вопринял прежде всего как обязательство - ведь теперь за его партизанами фактически признавался статус регулярного войскового соединения Красной Армии. "Теперь мы воевать должны грамотно, более толково", - подытожил он. Партизанский отряд Ковпака теперь именовался "воинской частью № 00117", он начал получать оружие с "Большой Земли", его приглашали в Москву на совещания штаба партизанского движения.



Ковпак со своими партизанами. Зима 1943 г.

К лету 1943 года стало ясно, что в войне назрел коренной перелом, что шансов выиграть войну у гитлеровской Германии уже не осталось, а инициатива перешла в руки советского командования. Подпольный ЦК КПУ (в состав которого, кстати, был введён и Ковпак) пришёл к выводу, что освобождение Украины от гитлеровских захватчиков не за горами. В связи с этим появилась идея о переносе партизанской борьбы в западные и юго-западные районы республики. В Волынской, Львовской, Дрогобычской, Станиславской и Черновицкой областях нужно было сплотить силы местных антифашистов и организовать их на диверсионную борьбу на коммуникациях врага, проходивших по этим областям. А заодно - наладить и противодействие местным нацистским структурам, в первую очередь бандеровской УПА, довольно успешно боровшейся против советских партизан, а заодно - активно геноцидившей в угоду гитлеровским захватчикам "расово неправильное" местное население.

12 июня 1943 года партизанское соединение Ковпака, насчитывавшее 2 тысячи партизан при 130 пулемётах и 9 орудиях, выступило в Карпатский рейд. Сегодня нередко приходится слышать, что этот рейд окончился неудачей. Ковпаковцы действительно несколько раз оказывались на пороге разгрома, однако полководческое мастерство Ковпака и его готовность к нестандартным решениям неизменно спасали отряд. Итоги же Карпатского рейда впечатляют: из строя было выведено 19 эшелонов, 52 моста, 51 склад, электростанции и нефтепромыслы вблизи Биткова и Яблонова, а также 3800 гитлеровских солдат и офицеров - больше, чем было партизан у Ковпака. Немцы бросили против партизан элитные части СС - а ведь ковпаковцы двигались без прикрытия по территории, всецело контролируемой коллаборационистами-бандеровцами, теряя людей в постоянных стычках с ними. Оказавшись в окружении, Ковпак отдал приказ своему соединению рассредоточиться и мелкими группами, одновременными ударами в разных направлениях, прорываться. Идея оказалась успешной (хотя немцы могли бы вспомнить о Брусиловском прорыве, проходившем по схожему сценарию), все группы партизан успешно вырвались из окружения и соединились в лесах под Житомиром. Ни одна из мелких групп прорывавшихся из окружения, не была уничтожена карателями.



Ковпак и его партизаны на привале.

Во время Карпатского рейда, как я уже говорил, Сидору Артемьевичу неоднократно приходилось иметь дело с бандеровскими карателями. Бандеровцы в 1943 году уже вовсю вели свою провокаторскую игру, на словах дистанцируясь от немцев, на деле же - в полном соответствии с их национальной политикой уничтожая русское и польское мирное население и оттягивая в свои ряды тех, кто был готов сражаться с оружием в руках против оккупантов, но не испытывал восторга по поводу коммунистов. Бандеровцы имели от своего руководства приказ - уничтожать советских партизан и небольшие, отбившиеся от основных сил, группы красноармейцев, но в боестолкновения с крупными регулярными силами РККА не вступать. Ковпак этим пользовался, распуская среди местных жителей сведения, что они - не партизаны, а регулярная дивизия РККА, передовой отряд наступающих советских войск. Иногда срабатывало. Отдельных же бандеровцев - тех из них, кто не был сознательным сторонником нацистских идей, а поверил бандеровской пропаганде, будто УПА ведёт борьбу на два фронта, не только против "москалей", но и против немцев - удавалось перетягивать на свою сторону. Для этого Ковпак всегда имел на руках документальные доказательства того, что печатная продукция, распространявшаяся бандеровцами на Волыни и в Галичине, изготовлялась в немецких типографиях с полного ведома немецких властей.

Карпатский рейд имел важные стратегические последствия: в разгар Курской битвы немцы оказались вынуждены оттягивать с фронта значительные силы для противодействия партизанам, в то время как переброску резервов на фронт Ковпаку удалось успешно заблокировать. Воодушевлённые примером ковпаковцев, на борьбу против оккупантов и их прихвостней-бандеровцев поднимались местные патриоты.



Ковпак принимает рапорт одного из своих подчинённых. Период Карпатского рейда.

К сожалению, в ходе Карпатского рейда ковпаковский отряд потерял своего комиссара Семёна Руднева  (получил звезду Героя Советского Союза посмертно), а сам Ковпак получил тяжёлое ранение в ногу. Сидора Артемьевича эвакуировали в Киев, и больше он участия в боях Великой Отечественной войны не принимал. Однако Карпатский рейд был по достоинству оценён командованием Красной Армии: 4 января 1944 года Сидору Артемьевичу во второй раз присвоили звание Героя Советского Союза. Его отряд был преобразован в 1-ю Украинскую партизанскую дивизию им. С.А. Ковпака, которую возглавил П.П. Вершигора.

С 1944 года Сидор Артемьевич Ковпак работал в Верховном Суде Украинской ССР, с 1947 года - в Президиуме Верховного Совета Украинской ССР. Ветеран постоянно проживал в Киеве, однако на месте ему не сиделось. Он много ездил по Украине, встречался с жителями. В ходе поездок на Западную Украину доводилось ему снова пересекаться с бандеровцами. Имевший все необходимые полномочия сдать их следствию, Ковпак предпочитал действовать убеждением. Этнический украинец, он мог легко опровергать утверждения бандеровцев, будто советская власть как-то по-особенному враждебна к украинскому этносу. К тому же многие их этой молодёжи, ничего в жизни, кроме своих глухих хуторов, не видевшей, не знали ни о позорном прошлом бандеровцев - явных пособников гитлеровских оккупантов, ни об успехах в экономическом строительстве, которых достигла Украина в послевоенные годы благодаря капиталовложениям из союзного центра. Многих ему в результате удавалось убедить сложить оружие и воспользоваться амнистией, предоставляемой советской властью.



С.А. Ковпак в 1960 году

Ковпак был убеждён: его партизанский опыт не только поможет в деле патриотического воспитания молодёжи, он реально может быть востребован в последующих военных конфликтах. Это заставило генерала на склоне лет взяться за перо. В 1949 году вышла книга воспоминаний Ковпака  "От Путивля до Карпат", в 1964 году - вторая книга "Из дневника партизанских походов". Скончался Сидор Артемьевич 11 декабря 1967 года. Похоронен в Киеве. Не знаю, цела ли ещё его могила...

_____________________
При написании статьи были использованы:
1) Биография Ковпака на сайте "Герои страны"
2) Биографическая статья о Ковпаке на сайте "Военное обозрение"

Браття-українці, История Отечества, Вечная память, Великая Отечественная война, История Украины

Previous post Next post
Up