фундамент любой науки ...

Apr 08, 2012 12:58

... основывается на способности отличить объективно необходимое мышление от мышления, лишенного такой необходимости. Способность эта проявляется в непосредственном сознании очевидности, сопровождающим необходимое мышление. Переживание такого сознания и вера в его надежность является постулатом, от которого нельзя отступиться.

Когда мы спрашиваем себя, возможно ли вообще решить так поставленную задачу, а если возможно, то как именно это сделать, ... - на это, собственно, нет другого ответа, кроие как взывания к субъективно переживаемой необходимости, к внутреннему чувству очевидности, сопровождающему часть нашего мышления, к сознанию, что при данных предпосылках мы не можем думать иначе, чем думаем. Вера в правоту этого чувства, в его надежность - последний ответ всякой достоверности вообще. Кто этого не признает, для того не существует никакой науки, а только случайные мнения.

так писал в конце 19 века известный немецкий логик Зигварт. И возразить на это трудно. В конце концов, когда математик, например, доказывает теоремы, то он не прибегает же к каким-то формальным критериям правильности своих мыслей. Те или иные логические переходы он воспринимает просто как ОЧЕВИДНО НЕОБХОДИМЫЕ. Вот это "внутреннее чувство очевидности", - просто данность, которая может сопровождать наше мышление. Наличие подобного чувства и позволяет Гуссерлю утверждать, что в нас присутствует некое ЛОГИЧЕСКОЕ АПРИОРИ, то есть непсихологический, объективистский уровень сознания.

другое дело, как уже писалось http://mikeura.livejournal.com/408034.html, Гуссерль сознает, что чувство очевидности может тоже вводить нас в заблуждение. Но ведь оно же и позволяет из этого заблуждения выйти!

Гуссерль

Previous post Next post
Up