Apr 14, 2011 16:23
Слово "сущность" (Wesen) в вышеприведенных цитатах Хайдеггера по значению отличается от традиционного. В основе расхожего выражения "сущность чего-то" для обозначения "основы", "фундамента" того, что "основополагающе", лежит идущая от Платона философская традиция видеть в "сущности" постоянно присутствующие черты вещи, неизменные относительно изменяемых случайностей. Между тем черты Dasein не суть готовые "свойства", но возможные способы бытия и ничего более. Поэтому, говорит Хайдеггер, в названии Dasein выражено не содержание какого-то бытия, как в названии "стол", "дом" или "дерево"; в названии Dasein находит выражение способ бытия ("Отсюда титул Dasein, каким мы обозначаем это сущее, выражает не его ЧТО, как "стол", "дом", "дуб", но бытие" (SuZ, s.42)). Раз Dasein как экзистенция есть постольку, поскольку проявляет себя (а его бытие есть тогда проявление, "понимание" самого себя), тогда то, чем оно есть, не может быть только вторичным от "сущности", которая проявляет себя в существовании. То, чем Dasein является, - это, скорее, способ, каким Dasein всякий раз проявляет само себя. "Сущность" по отношению к Dasein уже не означает essentia, quidditas в оппозиции к existentia. Отсюда примат "экзистенции" по отношению к "эссенции" в случае Dasein не может быть понимаем в традиционном употреблении обоих понятий (ср. "... экзистенция предшествует "эссенции", сущности" (SuZ, s.201)).
Если экзистирующее Dasein, проявляя само себя, проявляет тем самым различения бытия и того, что есть, - "сущность" экзистенции основано на "различении сущего и бытия" (ср. "... экзистенцию как бытийное определение отводим только Dasein" (SuZ, s.42).
адаптация текста К.Михальского
Михальский,
Хайдеггер,
экзистенция,
дазайн,
сущность