Apr 14, 2011 15:26
Г. ЭКЗИСТЕНЦИЯ
"Сущность Dasein лежит в его экзистенции" (и далее в тексте "Сущность этого сущего лежит в его быть") (SuZ, s.42). В другом месте Хайдеггер говорит: "Сущность этого сущего (Dasein) лежит в его отношении к бытию (Zu-sein)" (SuZ, s.42). А что точнее значат эти формулировки? Подходя формально, экзистенция - способ бытия, в основе которого лежит "рефлексивное" обращение к себе. Сущее, которое ЭКЗИСТИРУЕТ, - это сущее, относящееся к собственному "есть". Такое рефлексивное отнесение при этом не является проблемой выбора: экзистирующее сущее не выбирает экзистенции, оно ей "дано".
Специфика экзистирующего сущего в отношении собственного бытия - то, что Хайдеггер ещё называет трансценденцией, переходом (transcendere) сущего к бытию. Так понимаемая трансценденция предполагает различие между тем, что есть, и самим бытием. Это различение Хайдеггер называет онтологическим различением. С другой стороны, если бытие является горизонтом понимания того, что есть, и "бытие - это всякий раз бытие некоего сущего" (SuZ, s.9), тогда то, что есть, как и само бытие, могут быть единственно только моментами трансценденции. Вот почему в определениях бытия часто появляется слово "горизонт". Ибо когда мы смотрим на пейзаж, горизонт очерчивает нам его границы, но его нам не схватить: мы познаем его только опосредованно, как черту возможного схватывания чего-то. Нет самого по себе горизонта - слово "горизонт" заключено контекстом. То, что внутри горизонта, можно увидеть, но то, что за горизонтом, нам недоступно. Подобную роль выполняет слово "горизонт" и в отношении определения "бытия": "бытие" - это горизонт понимания того, что есть, горизонт трансценденции, ибо то, что есть, доступно лишь "в горизонте" определенного понимания самого этого "есть" - хоть сам горизонт непосредственно не очевиден, но при этом непосредственно доступен. Далее, коль скоро бытие является горизонтом понимания сущего, горизонтом трансценденции, проблема смысла бытия приводит нас в итоге к вопросу: как совершается трансценденция?
Именно поэтому Dasein - сущее, специфика которого состоит в отнесении к самому бытию, которое, проявляя смысл бытия того, что есть, проявляет вместе с тем и различие между самим "быть" и тем, что есть. А следовательно, это сущее, в котором совершается и становится очевидной трансценденция, должно быть исходным пунктом на пути понимания того, что значит "быть" вообще.
адаптация текста К.Михальского
Михальский,
трансценденция,
Хайдеггер,
экзистенция,
дазайн