Apr 13, 2011 21:45
По мнению Хайдеггера, у нас есть две возможности для встречи, а потому и два понятия феномена: феномен в расхожем смысле и феномен в строгом смысле, феноменологическом. Конкретный вид феноменологического описания зависит от того, что описывается. Например, Кант использует термин феномен для определения любого предмета нашего возможного опыта. Так понимаемый феномен является феноменом в расхожем смысле. Феноменологическое понимание феномена в кантовской перспективе - это пространство и время или так называемые формы наглядности. По Канту пространство и время не являются предметами, которые мы испытываем. Мы видим, слышим, чувствуем - воспринимаем деревья, столы, других людей, но мы не можем ни увидеть, ни услышать время и пространство. И однако же все, что мы воспринимаем, - эти деревья, столы или людей, - находится где-то и когда-то, а следовательно, в пространстве и времени. Пространство и время в понимании Канта, стало быть, лишь опосредовано явлены в опыте (в этом смысле правомерна метафора, что они скрываются "за" явлениями) и создают этот опыт изначально, придавая ему своеобразный пространственно-временной вид. "Во внимание к чему формальное понятие феномена должно теперь быть расформализовано до феноменологического и как последнее отличается от расхожего? Что это такое, что феноменология призвана "дать видеть"? Что это, что в отличительном смысле должно именоваться "феноменом"? Что по своему существу есть необходимо тема специального выявления? Явно такое, что ближайшим образом и большей частью себя как раз не кажет, что в противоположность тому, что ближайшим образом и большей частью кажет, потаенно, но вместе с тем, по сути, принадлежит к тому, что себя ближайшим образом и большей частью кажет, а именно так, что составляет его смысл и основание" (SuZ, s.35).
Это не сущее, не то, что есть, но само ЕСТЬ, само бытие. Такое бытие, по Хайдеггеру, и есть феномен в строгом смысле. Феноменология - в итоге - попытка дойти дальше, нежели только до смысла предметности или субъективности чего-то, это попытка дойти до самого смысла бытия чего то. Речь уже идет не о вопросе, каким образом что-либо может явить себя как предмет, но как вообще возможно явление сущего как сущего?
А потому бытие (Sein) есть то, что "не кажет себя большей частью и ближайшим образом"; действительно, "большей частью и ближайшим образом" очевидным есть то, что "есть", разного рода сущее (Seiendes). И однако этот скрытый смысл - всегдашнего "есть" - определяет то, что "есть", так, а не иначе, детерминируя вид, в каком это - в виде будучи - появляется перед нами, "творит его смысл и основание". Метафорически можно сказать и так, вновь возвращаясь к родству fainomenon и fos: бытие есть ясность, в которой выявляется то, что есть, но ведь сама ясность не является непосредственно видимой.
У феноменологии, считает, Хайдеггер, та же цель, что и у онтологии, - выявить сущее как сущее (сущее=бытийствующее - mikeura). Ибо то, что создает смысл слова "быть", то, что составляет смысл всегдашнего "есть", - именно это и является в строгом смысле феноменом.
адаптация текста К.Михальского
Михальский,
феноменология,
Хайдеггер