Apr 12, 2011 14:01
АНТИНОМИИ ФЕНОМЕНОЛОГИИ ГУССЕРЛЯ
Традиционное исходное положение привело, однако, Гуссерля к непреодолимым антиномиям: их прежде всего создает само понятие трансцедентальной субъективности. Может ли вообще это понятие иметь какой-либо смысл, если всякий конституируемый смысл являет себя посредством самой трансцедентальной субъективности? Если субъективность - это "чистая имманенция", то что же тогда она такое, коль скоро всякие определения уже являются результатом конституции? Строго говоря, ответ на вопрос, что такое субъективность, может дать только она сама, ибо она единственная доступна в непосредственном акте рефлексии. Но непосредственный акт - это такой акт, который не позволяет себя изложить посредством слов и понятий, то есть абсолютно некоммуникативный.
Когда же мы определяем субъект, что делает Гуссерль, как "чистую имманентность", как чистое конституируемое "я", тайной остается его субъективность, то есть его отнесение к предметам. Сама проблема конституции, а в результате - интанциональность оказывается неразрешимой. Как так получается, что сознание становится "местом", в котором обнаруживает себя предметный мир? Вопрос остается без ответа. Но ведь этот ответ - указание трансцедентального сознания как обязательного условия появления чего-либо и есть главная цель поисков Гуссерля. Отождествление сферы явления с "имманентным" сознанием не ведет, как оказывается, к ответу на поставленный "Логическими исследованиями" главный феноменологический вопрос: каким образом появляется то, что есть?
адаптация текста К.Михальского
Михальский,
Гуссерль