Индийская диаспора

Sep 04, 2022 01:46


Сам термин диаспора буквально означает рассеяние народов за пределами
своей родины, принудительно или добровольно, которые сохраняют осознание
своей идентичности и которые различаются по интенсивности и уровню контакта с местом
происхождения в зависимости от обстоятельств и личных пристрастий.
Индийская диаспора по консервативным оценкам в конце ХХ насчитывалась более 20 миллионов человек, расселенных в 136 странах мира.
К ним относятся индийцы, живущие за границей, или индейцы-нерезиденты (NRI), которые
являются гражданами Индии, работающими и проживающими за пределами Индии в течение длительного периода времени.
Еще одна категория - лица индийского происхождения (PIO), то есть потомки индийцев, покинувших Индию в последние несколько десятилетий или даже веков. Хотя древние торговые связи между Индией и другими странами, вероятно, привели к какому-то заморскому урегулированию в то время, сегодняшние дискуссии о диаспоре обычно сосредотачиваются на XIX и миграции ХХ века.
Первая волна миграции пришлась на другие части Британской империи, где за отменой рабства в 1833 году последовала система наемного труда, при которой большое количество экономически зависимых индийцев, особенно из провинции Мадрас и долины Ганга, отправились работать на сахарных и рисовых плантациях в Карибском море, Южной Африке, Фиджи и на Маврикии. Индийский национальный конгресс протестовал против злоупотреблений системой наемного труда,что привело к ее прекращению после Первой мировой войны. В конце XIX - начале 20-го века спрос на индийскую рабочую силу для работы с каучуком, рисом и на
чайных плантациях был высок в Малайе, Бирме и на Цейлоне, а также на строительстве
дорог и железнодорожных путей в Восточной Африке.
Где бы ни поселилась индийская рабочая сила, торговцы, особенно из Гуджарата, другие со всех концов Индии, затем последовали коммунальные служащие, профессионалы и государственные служащие; они были бенефициарами и участниками британской имперской экспансии. Несколько сотен земледельцев из Пенджаба мигрировали в Западную
Канаду и США в первом десятилетии XX века, но юридические запреты на иммиграцию и расовая дискриминация удержали больше индийцев от поселения в  Северной Америке в то время.
Вторая волна индийской эмиграции последовала за концом Второй мировой войны и разделом Индии. Некоторые солдаты остались на Ближнем Востоке, где начали  заниматься строительством и бизнесом. Многие перемещенные выходцы из Пенджаба всех религиозных общин отправились в Британию, а также участвовали в реконструкции Западной Европы. Другие
индийцы, искавшие высшего образования или бегства от бедности дома,
последовали за ними. В результате Соединенное Королевство в настоящее время имеет несколько членов Парламента и 11 пэров индийского происхождения.
То, что можно было бы назвать третьей волной индийской эмиграции, имеет место с начала 1970-х гг. и ее участники разъехались по разным адресам. Около трех миллионов
индийцев, примерно половина из Кералы, работают в богатых нефтью королевствах
Саудовской Аравии и Персидского залива в пределах должностей от
от полуквалифицированных до профессиональных. Им часто отказывают в правах гражданства и они иногда страдают от нарушений прав человека, но они отправляют значительные ежегодные денежные переводы домой, оказывая тем самым визуальное влияние на общий пейзаж Кералы.
Несколько сотен тысяч индийцев поселились в Канаде и Австралии, из которых несколько человек даже заняли заметные политические должности.  Изменения в иммиграционном законодательстве США в 1965 году дали возможность большому количеству талантливых и высокообразованных индийцев, сейчас около двух миллионов, внести свой вклад в американское творчество, активность и продуктивность. Американцы индийского происхождения как сообщество получают самые высокие доходы, имеют самый высокий уровень образования, являются самыми законопослушными  начинают оказывать влияние на обе основные  политические партии.
Большинство индийцев, работавших за границей в конце XIX - начале XX веков,
столкнулись с ужасающими условиями жизни, расовым насилием и жестоким обращением со стороны белых поселенцев у власти и враждебностью со стороны коренного населения, которую
иногда инициировали колониальные правительства, как на Фиджи, так  и в Восточной Африке.
Напротив, в колониях Маврикий и Реюньон во французской части Индийского океана преобладала общинная гармония и PIO даже составляли большинство в правительстве первое время после обретения независимости. Дискриминационные законы в ЮАР послужили лабораторией для новаторского открытия М. К. Ганди в сфере работы по воспитанию мужества и единства запуганных народов, развитию  концепции сатьяграхи в практическое движение к справедливому разрешению проблем. Впоследствии независимая Индия возглавила кампанию ООН.
против апартеида в Южной Африке и наладила тесные связи с постапартеидовской Южной Африкой в 1990-е годы.
В 1950-х и 1960-х годах присутствие большого количества индийцев среди жителей новых независимых стран ставили перед Нью-Дели дилеммы, поскольку власти Индии хотели бы укрепить хорошие отношения с этими странами, но также обеспечить равное обращение с индийскими меньшинствами повсеместно. В целом индийское правительство заняло несколько двусмысленную позицию, призывая заморских индийцев полностью идентифицировать себя со странами своего проживания, но в то же время поддерживать культурные и родственные связи с Индией,  не отказываться от ответственности за них и выражать заботу об их благополучии. Индия  вскоре втянулась в затяжные переговоры с Цейлоном о правах гражданства и репатриации рабочих чайных плантаций.
Индия не ответила, когда бирманский режим Не Вина изгнал большинство индейцев без компенсации в 1964 г., или когда это сделала Уганда во время правления Иди Амина в 1968-1972 гг. Индия по-прежнему поощряла культурные контакты с диаспорой, но официальные лица старались не вмешиваться в сложную этническую политику стран, таких как Гайана, Малайя и Тринидад, где индийцы образовали большие меньшинства или даже большинства.
Однако свержение двух этнически индийских правительств на Фиджи  с помощью сомнительных средствам в 1980-х и 1990 году действительно вызвало возмущение в индийском общественном мнении. Индийские высшие должностные лица в странах Персидского залива и в Саудовской Аравии посвятили время для изучения и ршени проблем индийских рабочих там. Диаспора
становилась все более важным делом для Индии как в отрицательном, так и в положительном смысле.
В самой Индии отношение к диаспоре также изменилось по нескольким причинам. Культурная дипломатия, популярность Фестивалей Индии за границей, побратимские договоренности, наличие PIO и NRI стипендий в индийских учебных заведениях и увеличение возможностей для всех способов общения помогли этому процессу. Трансконтинентальные браки стали более распространенными. «Утечка мозгов» тех, кто получил образование в Индии, но использует
свои таланты за пределами Индии, стали рассматриваться как возможный «банк мозгов»
здравоохранения, а также культурного, научного и технического обмена, повышавших
тем самым национальный престиж. С отрицательной стороны, политическая активность индийцев-диссидентов, осевших на Западе, создала дипломатические
проблемы безопасности для Индии, особенно по вопросам Халистана и Кашмира. В то же время политическая активность могла - и действительно - облегчала проблемы между Индией и ее западными партнерами по межгосударственным отношениям.
Экономическое процветание и этническое самосознание в самой диаспоре привели к созданию глобальной организации людей индийского происхождения. Первоначально слабая и корыстная, она имела потенциал для развития взаимного сотрудничества и действия в качестве катализатора экономических изменений в Индии. Быстрый экономический рост Китая, очевидно, был вызван инвестициями китайской диаспоры, которая была крупнее и богаче
чем в Индии, но вызывала  сравнения и споры. 
Национальная политика экономической либерализации Индии после 1991 г. требовала прямых иностранных инвестиций даже в  большей степени, чем денежные переводы, и поскольку диаспора рассматривалась как многообещающий источник инвестиций, Нью-Дели обратил внимание на свое бывшее недовольство бюрократическими притеснениями. Потребовались рял
важных шаги по уменьшению препятствий для поездок и финансовых потоков, с тем чтобы
сделать так, чтобы NRI и PIO чувствовали себя желанными гостями в Индии. В 1999 году карты PIO стали выдаваться квалифицированным лицам за плату, что дает им безвизовый доступ в Индию на 10 лет.
Затем индийское правительство сформировало  Комитет высшего уровня по индийской диаспоре с мандатом на сбор достоверной информации о численности и характеристиках диаспоры
во всем мире и  по исследованиям четырех широких областей: как и где это может сыграть прогрессивную роль в укреплении хороших двусторонних отношений
между принимающими странами и Индией; каким образом это могло бы помочь активному вкладу в развитие Индии; каковы были  ожидания диаспоры от самой Индии?; и как Индия может наилучшим образом выполнить свои обязательства по защите благополучия своей отдаленной диаспоры?
Комитет опубликовал  свой отчет в 2002 году, рекомендовав гибкую политическую основу,
а также возможность предлагать двойное гражданство PIO в отдельных странах со взаимными договоренностями. Тем временем диаспора показала повышенную осведомленность о событиях в Индии.  По данным Резервного банка Индии, индийцы за границей внесли 18 миллиардов долларов в качестве денежных переводов в 2003 году, что сделало Индию крупнейшим получателем частных переводов по всему миру. Вероятно, полезное взаимодействие
отношений между Индией и ее диаспорой будут продолжать расти и в дальнейшем.
Источник
Surjit Mansingh  Historical dictionary of India. Second edition.Historical Dictionaries of Asia, Oceania,and the Middle East, No. 58. - The Scarecrow Press, Inc., Lanham, Toronto, Oxford, 2006.840 pp.

политика, международное сотрудничество, Азия, народы мира, Индия

Previous post Next post
Up