Литературы Индии. Часть 2

Aug 23, 2022 11:41


Специфику литературной эпохи позднего Средневековья составляет сравнительно небольшой (XVII-XVIII вв.) период расцвета светской придворной литературы на основе возрождения категорий и стилистических принципов классической санскритской поэтики, внесший, тем не менее, немаловажный в художественном отношении вклад в общий литературный процесс новоиндийской поэзии в лице наиболее значительных его представителей - Кешавдаса (1555-1617), Бхушана(1613-1725), Падмакара (1753-1833) и др.
Особенность литератур Индии Нового/Новейшего времени (конец XVIII - XX в.) - в переходе всего литературного творчества на современные государственные и региональные языки (хинди, урду, бенгальский, телугу, тамили и т. п.), складывание их литературной нормы и освоение прозаических литературных и публицистических жанров (почти не представленных в литературах Средневековья), новой актуальной тематики, востребованной идеологической, социальной и политической обстановкой времени и более развитой в концептуальном, психоло-
гическом и формальном планах рефлексией творческого процесса. Указанные тенденции, заданные прежде всего произведениями классиков бенгальской литературы Рабиндраната Тагора (1861-1941), Ш. Чоттопаддхая (1876-1938), а также родоначальника прозаических и драматургических жанров литературы хинди Бхаратенду Харишчандры (1850-1885) и редактора литературно-публицистического журнала на хинди «Сарасвати» (первая четверть ХХ в.) Махавира Прасада Двиведи, воплотились на протяжении ХХ в. в многочисленных литературных направлениях практически во всех национальных разноязычных литературах Индии.
Социально-историческая обстановка в Индии конца XIX - начала ХХ в., активное развитие антиколониальной националистической и антибуржуазной идеологии,
основанной, в частности, на реформации индуизма, обусловили качественно новый
этап в становлении литературного процесса на новоиндийских языках, типологиче-
ски близкий европейской литературной эпохе Просвещения. Характерные черты
просветительских литератур - актуализация тематики, публицистичность, острая
социально-реформаторская, идеологическая и гражданская направленность как
прозаических произведений, так и поэзии, критические и сатирические тенденции
и т. п. - ярко проявились в творчестве зачинателей и классиков литературы на
хинди Майтхилишарана Гупты (1886-1964), Динкара (род. 1907), Джаяшанкара
Прасада (1889-1937); бенгальской литературы - Раммохана Рая (1774-1833), Бонкимчондро Чоттопадхая (1834-1894), Модхушудона Дотто (1823-1873), представителей других литератур Севера и Юга Индии.
Сознательная установка литераторов этого времени на освоение достижений западной литературной традиции, проявившаяся в появлении огромного количества переводов и переложений произведений европейских авторов на все новоиндийские языки, потребность в коренном реформировании всех художественных принципов литературного творчества сочетались
с ярко выраженной патриотической тенденцией к переосмыслению и адаптации к нуждам эпохи традиционного наследия индийской словесности, к возрождению национального культурного, эстетического и религиозно-философского достояния Индии.
Последняя тенденция отразилась в многочисленных прозаических и поэтических произведениях, дающих переосмысление в духе новой идеологии, просветительских задач и нового художественного подхода трактовки образов, тем и сюжетов Махабхараты, Рамаяны, других эпико-мифологических и литературных памятников древней и средневековой словесности, в появлении целой плеяды авторов исторических романов и новелл.
Вместе с тем интенсивный и взрывообразный характер процесса создания литератур на современных индийских языках в первой половине ХХ в., широкие возможности для творческого восприятия, преобразования и синтеза традиционных
национальных и заимствованных у западной культуры и других литератур Востока
литературно-художественных принципов привели к почти одновременному разви-
тию в литературах Индии самых разнообразных направлений и течений романтиче-
ского, лирико-мистического, реалистического и модернистского толков, каждое из
которых составляло отдельную эпоху в становлении европейской литературной
традиции. Это обстоятельство и смешение художественных тенденций нередко даже в творчестве одного автора, специфические для развития литературного про-
цесса и в других странах Востока, чрезвычайно осложняют установление четкой
периодизации формирования литератур Индии и типологического соотнесения
отдельных литературных явлений с тенденциями в западной культуре. Так, первая
половина ХХ в. в литературе на хинди, наряду с выраженной просветительской
направленностью, характеризовалась возникновением (и скорым упадком) символистического и романтико-мистического поэтического направления чхаявад (от
скр. чхая- ‘тень, отражение’ и -вад ‘учение’), нашедшего свое выражение в творчестве Сумитранандана Панта (1901-1978), поэтессы Махадеви Варма (1907-1987),
С. Т. Ниралы (1896-1961), Х. Р. Баччана (род. 1907), созданием под влиянием марк-
систской идеологии и советского метода соцреализма школы реалистической про-
зы и драматургии, связанной с именем ее основателя Премчанда (1880-1936), а так-
же Сударшана (1896-1967), Каушика (1891-1946), Угры (1901-1967), возникнове-
нием течения «прогрессивной литературы» (прагативад), созданного творчеством Яшпала (род. 1903), У. Ашка (род. 1910), Вишну Прабхакара (род. 1912), Вриндаванлала Вармы (1889-1969) и многих других.
В 1936 г. утверждение реалистической и «прогрессивистской» школы было ознаменовано созданием Ассоциации прогрессивных писателей Индии, к идеологии которой примкнула в большинстве и литературная критика; наряду с этим и в противовес социально и социалистически ориентированной «прогрессивной» тенденции в 40-е гг. получило активное развитие направление, сложившееся под влиянием западной литературы модернизма,
воспринявшее как присущие ей формальные методы литературного творчества, так
и психоаналитический подход к раскрытию образов и тем, идеологию свободы ху-
дожественного выражения, индивидуализма и нигилизма - это течение представлено произведениями Агьея (род. 1911), Джайнендры Кумара (род. 1906), Илачандры Джоши (род. 1902).
Начиная с середины ХХ в., после обретения Индией независимости в 1947 г.,роль просветительских тенденций в индийских литературах ослабевает, идеологи-
ческий и реформаторский пафос как прогрессивных (реалистических), так и модернистски ориентированных течений в литературном творчестве теряет свою актуальность и значение, литература, в период националистического подъема Индии служившая рупором идеологических и социальных воззрений, постепенно утрачивает эту функцию и обращается к анализу и отражению общественных и индивидуально-психологических явлений, преобразований и перемен переходного периода, которые переживают все слои индийского общества, вступившего в эпоху постколониального развития.
Основные литературные тенденции современного периода носят смешанный характер, противостояние и формальное размежевание художественных методов сменяется общим поиском новых выразительных форм литературного творчества, новаторских подходов к раскрытию образов и сюжетов, новой тематики произведений. Этот общий для современных литератур Индии процесс получил наименование «новой литературы» (с соответственным жанровым делением на «новый
рассказ», «новый роман», «новую поэзию» и т. п.), которая сочетала в себе дальнейшее развитие и обновление художественных принципов реализма и «прогрессивизма» с освоением форм и приемов словесной выразительности, идеологии творчества, заимствованных из западных течений авангардизма, экзистенциализма,сюрреализма, в целом постмодернизма.
На современном этапе в значительной степени оформилась жанрово-тематическая система индийских литератур, подразделяемая индийской критикой на ряд поджанров с учетом как тематической, так и социальной ориентации литературных произведений: социальный роман / рассказ /
пьеса, региональный роман (отражающий жизнь сельских регионов), женский роман (включающий как произведения писательниц-женщин, так и раскрывающие
социальную женскую тематику), исторический роман и т. п., одноактная пьеса
(эканки), литература «угнетенных» (т. е. низкокастовых слоев), утопия, антиутопия, короткий очерк, эссе и многие другие.
Среди наиболее признанных в Индии литераторов середины и второй половины ХХ в. можно назвать имена Муктибодха (1917-1964), Рамвиласа Шармы, Мохана Ракеша, Бхишама Сахни, Кришны Собати,
Раджендра Ядава, Манну Бхандари, Шивани, Гарги и др. - в литературе хинди,
Тарашонкора Бондопаддхая, Премендро Миттро, Бишну Де, Мониндро Рая, Нарай-
она Гонгопаддхая и др. - в бенгальской литературе, Кришана Чандара, Фаиза Ах-
мада, Исмат Чугтаи - в литературе урду, П. Л. Дешпанде, Амар Шекха, А. Сатхе
- в литературе маратхи, Шри Шри, Анисетти Субба Рао, Т. Гопичанда, П. Падма-
радзу - в литературе телугу, Р. К. Нараяна, Арундхати Рай и др. - в англоязыч-
ной литературе и многих других.
Автор - Цветкова Светлана Олеговна, кандидат филологических наук, доцент (г. Санкт-Петербург).
Источник
-------------
Введение в востоковедение. Общий курс / Отв. ред.: Е.И. Зеленев, В.Б. Касевич. СПб.: Каро СПб, 2013. - 584 с.

литература, Азия, средние века, новое время, Индия

Previous post Next post
Up