Aug 15, 2022 17:40
Начало литературной традиции в Индии принято относить к эпохе складывания крупнейших памятников религиозной словесности - Ригведы («Книги гимнов», XV-IX вв. до н. э.) и трех более поздних (IX-VII вв. до н. э.) вед - Атхарваведы («Книги заклинаний»), Яджурведы («Книги жертвенных изречений»), Самаведы («Книги песнопений»). Редкая в истории мировой литературы особенность этих произведений, оказавшая влияния на весь последующий литературный процесс в Индии, состоит в том, что эти сочинения были созданы и впоследствии на протяжении тысячелетий продолжали бытовать исключительно в устной традиции. Сакральный характер вед, их первостепенная роль в религиозном ритуале требовали
абсолютно точного их воспроизведения и, соответственно, передачи их текста в
учительской традиции из поколения в поколение. Более позднюю (середина I тыс. до н. э.) комментаторскую литературу древнейшей эпохи представляют прозаические брахманские ритуальные тексты - брахманы, их продолжение - араньяки («лесные книги»), дающие схоластическое обоснование описанного в брахманах ритуала, и упанишады («сокровенные учения»), ранние памятники философской литературы, учения которых легли в дальнейшем в основу всех философских систем Индии. Все произведения этого цикла, начиная с вед и кончая упанишадами, определяются в индийской традиции термином шрути (литература
«откровения», имеющая божественное происхождение), в отличие от смрити, или
литературы «предания», созданной людьми.
Собственно литературная традиция Древней Индии, также складывавшаяся в устной форме, но уже на основе фольклорных героических преданий и мифов, оформилась в крупнейшую эпическую поэму Махабхарата («Сказание о великой битве потомков Бхараты», V в. до н. э. - IV в. н. э.). Ядро поэмы, повествование о вражде двух царских родов и великой битве между ними за господство над Хастинапурой (совр. Дели), в которой приняли участия все племена и народы Индии, на протяжении веков обрастало разнородными сказаниями, текстами теологического
и философского содержания, составившими в совокупности своеобразный, но органически единый комплекс.
Другой великий эпос, Рамаяна («Сказание о Раме», около IV в. до н. э.), считается в индийской традиции первым авторским произведением, созданным легендарным «первым поэтом» Вальмики; этот памятник дошел до нашего времени в форме, более близкой к первоначальной (по сравнению с Махабхаратой). Центральный образ поэмы - Рама, осознававшийся как героический персонаж, образец идеального, справедливого царя, сакрализован в последующей
религиозной традиции и обретает статус воплощения бога Вишну; такой же божественный статус получил Кришна, один из царей-героев Махабхараты, которая включила в себя религиозную поэму-наставление Бхагавадгита («Песнь Господа»), проповедавшую идею любви и преданности (бхакти) единому богу.
Сакрализация героев и событий, о которых повествуют эпосы, также возвела эти произведения
или их части в разряд священных.
Жанры светской литературы, начавшей свое формирование примерно с IV в. до н. э., фактически складывались в русле освященной традиции древнейших памятников религиозной и эпической словесности: сакрализация санскрита, унаследованная им от ведийского языка, поэтических размеров, сюжетов и персонажей, идеализация социальных типов и отношений обусловили появление строгого и многопланового литературного канона, регламентировавшего все стороны литературного произведения. В период, называемый в древнеиндийской литературе «классическим» (IV в. до н. э. - X в. н. э.), наибольшее развитие получили жанры эпических религиозно-мифологических поэм (пураны) и светских эпических поэм (кавья), лирической поэзии, повествовательной литературы и в особенности драматургии. Одним из значительных достижений индийской словесности можно считать формирование прозаических повествовательных жанров, ведущих свое начало от буддийского религиозно-философского канона Типитака («Три корзины [закона]», около III в .до н. э.), включающие в себя джатаки, притчи-проповеди, созданные на языке пали на основе обработки обширнейшего фольклорного сказочного материала.
Преемственная санскритская повествовательная литература создала оригинальный жанр «обрамленной повести», оказавшей существенное влияние на формирование художественной прозы не только Востока (арабской, персидской, народов Юго-Восточной Азии), но и Европы. Образцом памятника этого жанра является сборник дидактических сказок и басен Панчатантра («Пятикнижие», рубеж III-IV вв. н. э.), в котором ряд повествовательных сюжетов обрамляет нравоучительные рассказы, последовательно инкорпорированные один в другой. Другие жанры
эпохи расцвета санскритской литературы ярко представлены классической поэмой Ашвагхоши «Жизнь Будды» (Буддхачарита, I-II вв. н. э.), лирическими и эпическими поэмами Калидасы (V в.) «Род Рагху» (Рагхувамша), «Облако-вестник» (Мегхадута), драмами Шудраки (около IV в.) «Глиняная повозка» (Мриччхакатика), Калидасы «Шакунтала», «Мужеством добытая Урваши» (Викраморваши»), Вишакхадаты (VI в.) «Перстень ракшасы» (Мудраракшаса), лирическими произведениями Бхартрихари и собранием любовно-эротических стихов в жанре шатака («стостишие») Амару (оба - VI-VII вв.).
Уже в то время теоретической разработке были подвергнуты задачи индийской драматургии и театрального искусства, нашедшие отражение в трактате Натьяшастра («Наука о театре», от IV в. до н. э. - до VIII в. н. э.), приписываемом легендарному мудрецу Бхарате.
Теоретический анализ поэтико-эстетических категорий, отраженный в наиболее авторитетных трудах Бхамахи (IV-VII вв.), Дандина (VII в.), Анандавардханы (IX в.), Абхинавагупты (X-XI вв.), окончательно определил оформление разветвленного поэтического канона, охватывающего как тематическую, сюжетную и эмоционально-эстетическую, так и жанровую, композиционную и стилистическую стороны поэтических произведений.
Вместе с тем, отсутствие исторических хроник, агиографической литературы и фиксации точной датировки, устное бытование и пoзднее, сравнительно с временем создания, письменное фиксирование многих памятников индийской словесности породили проблему аутентичности их языка, многочисленные текстологические вопросы, связанные с позднейшим редактированием и дополнениями, и проблемы авторства ряда произведений, которые, возможно, создавались на протяжении поколений в линии преемственности признанного литературного или ученого авторитета.
Те же проблемы весьма характерны и для последующего этапа развития литератур Индии на новоиндийских языках, который принято определять как индийское Средневековье; они усугубляются наличием значительных лакун в фиксации литературной традиции, долгое время развивавшейся в устной форме на среднеиндийских народно-разговорных пракритах и языках апабхранша. Верхняя граница нового цикла складывания литературно-словесного творчества устанавливается, таким образом, примерно на начало Х в. н. э.; специфика этого этапа определяется, в первую очередь, постепенным расхождением региональных литературных традиций на различных новоиндийских языках и диалектах, обретающих свою самобытность на фоне преемственности с санскритской культурной традицией. На Северо-Западе Индии преимущественное развитие получили жанры лирико-эпических и героических поэм-жизнеописаний феодальных князей (вир-расо) на языках брадж и раджастхани (X-XIV вв.), в Северной и Восточной Индии начало литературного творчества связано с деятельностью буддийских и шиваитских сект; наибольшее своеобразие представляют собой переложения памятников эпической и классической санскритской литературы на дравидийские языки и формирование новых жанров лирико-дидактических поэм (прабандха) и поэтических сборников религиозных песнопений в литературах Юга Индии. Дальнейший «обратный» процесс
влияния религиозно-лирической и гимновой поэзии южноиндийских литератур на североиндийскую словесность связан с распространением религиозно-реформаторского движения бхакти (XV - середина XVII в.) различных толков, породившего в северном и восточном регионах Индии обширную и разнообразную в жанровом и концептуальном плане стихотворную проповедническую, религиозно-мистическую, гимновую, лирическую, эпико-героическую и т. п. литературу на средневековых языках брадж и авадхи.
Наиболее представительными памятниками этой эпохи считаются мистико-религиозные поэтические проповеди Кабира (1398-1518), сочинения гуру Нанака (1469-1538), основателя религиозного учения сикхизма, относимые к той же реформаторской эпохе лирико-эпические поэмы индийских суфиев, в частности, поэма Падмават Мухаммада Джаяси (1499-1542), лирические стихи бенгальского проповедника-вишнуита Чойтонно (Чайтанья, 1486-1533), мифо-эпическая поэма проповедника кришнаитского бхакти Сурдаса (1483-1563) Сурсагар («Океан гимнов Сурдаса»), лирика Миры Баи (1499-1547), знаменитое в индийской традиции переложение и переосмысление эпической Рамаяны поэта-проповедника рамаитского бхакти Тулсидаса (1532-1623) и др.
В литературах позднего индийского Средневековья и Нового/Новейшего времени наблюдаются сходные тенденции, сводимые в типологически общий, хотя и разделенный веками процесс. В числе общих черт следует отметить переосмысление и новую интерпретацию традиционных эпических и мифологических сюжетов и героев в русле религиозно-философских идей бхакти и националистической реформации индуизма в XIX - начале XX в., отказ от классических форм литературного канона, первоначально на основе фольклорной образности и системы жанров
песенно-лирической, гимновой, дидактической и т. п. народной поэзии, и более радикальный - в рамках литературы ХХ в., находившейся под влиянием западныхпросветительских идей и, далее, в формальном плане воспринявшей художественные концепции европейского романтизма, реализма, авангарда и постмодернизма.
Очевиден и процесс типологического сближения как в формально-литературном, так и в идеологическом плане произведений индийской словесности с инокультурными литературными традициями: в Средневековье это проявилось в создании в контексте индо-мусульманского культурного синтеза суфийских проповеднических поэм и ряда произведений бхакти, в Новейшее время - в восприятии и ассимиляции европейских религиозно-философских и социально-политических доктрин, на всех уровнях отраженных в литературном творчестве.
(Продолжение последует.)
Автор - Цветкова Светлана Олеговна, кандидат филологических наук, доцент (г. Санкт-Петербург).
Источник
-------------
Введение в востоковедение. Общий курс / Отв. ред.: Е.И. Зеленев, В.Б. Касевич. СПб.: Каро СПб, 2013. - 584 с.
литература,
древние времена,
Азия,
средневековье,
Индия