Христианство в Индии

Jul 24, 2022 03:28


Христиане, составляющие 2,5% населения Индии (но по данным организации «Open Doors», число христиан в стране, как минимум, 5 % от общего количества населения, то есть около 70 млн.), появились там в I в н.э., когда Святой Фома в качестве плотника высадился в 52 г. н.э. на Малабарском побережье Индии. Его привез туда по просьбе местного царя Гондофероса один купец с целью построить ряд городских построек. Святой Фома преуспел в обращении местных индийцев в христианство. Считают, что он принял мученическую кончину и был убит брахманом на Горе Святого Фомы в Ченнаи, и был погребён на месте нынешнего Кафедрального собора святого Фомы. Первые христиане относились к так называемым сирийским (антиохийским) христианам. Сирийская православная церковь, ставшая в Индии автокефальной, существует и сейчас в индийском штате Керала.
О второй волне появления христиан в Индии говорится в «Христианской топографии» Козьмы Индикоплова (VI в. н.э.), который упоминает о существовании христианских церквей на Малабарском побережье. Вероятно, это были христиане несторианского толка, которые после Эфесского вселенского собора (431 г.), где несторианство было провозглашено ересью, стали расселяться на восток, обосновавшись первоначально в Персии, а затем проникнув и в
Индию. После захвата Персии мусульманскими завоевателями индийские христиане-несторианцы обратились за пастырской помощью к антиохийскому патриарху, в епархию которого они входили до недавнего времени.
Третья волна христианского проникновения в Индию началась с прибытием в страну португальского мореплавателя Васко-да-Гама (1498 г.). Португальцы, получившие от папы право обращать в христианство все народы мира, начали рьяно проповедовать христианство, ведя локальные войны с местными правителями. Они пытались обратить в католичество даже сирийских христиан-несторианцев. Однако успех не сопутствовал португальцам. Они были разгромлены и смогли лишь удержаться на сравнительно небольшом куске индийской территории (современный штат Гоа). Португальское колониальное правительство в Гоа поддержало миссию в Индии различными льготами для крещёных христиан. Они раздавали рис бедным, обеспечивали хорошее положение в португальских колониях среднему классу и военную поддержку местным правителям. Ранние римско-католические миссионеры, в особенности португальцы, во главе с иезуитом св. Франциском Ксаверием (1506-1552) распространили своё влияние дальше от своих опорных пунктов на западном побережье и привлекли много новообращённых. В результате португальской миссионерской деятельности многие новообращённые индийцы совмещали христианство со многими старыми обычами (они получили презрительное прозвище «рисовые христиане»). Такое поведение рассматривалось как угроза чистоте христианской религии. Франциск Ксаверий в письме 1545 года к королю Португалии Жуану III потребовал учреждения инквизиции в Гоа. Инквизиция была учреждена через 8 лет после его смерти и оказалась чрезвычайно жестокой - её жертвами стали многие новообращённые христиане, а также индусы и евреи (преследование последних было незаконным, так как формально компетенция инквизиции относилась только к отступникам от христианства). Поскольку португальцы враждовали не только с местными правителями, но и с другими европейцами, такими, как англичане и голландцы, после их ухода много церквей в Керале перешли под патронаж англичан и голландцев, исповедовавших главным образом протестантизм. В современном Гоа имеется большое количество католиков, около 30 % населения. Мощи Франциска Ксаверия выставлены в стеклянном гробу для публичного посещения в Базилике Доброго Иисуса в Гоа.
Четвертая и самая мощная волна проникновения христианства в Индию связана с английскими миссионерами. С начала XVIII века по индийскому полуострову стали активно распространяться протестантские миссионеры, что привело к росту числа христианских общин. В 1793 году британский миссионер-баптист Уильям Кэри прибыл в Индию. Он действовал в Серампуре, Колькате и в ряде других мест, основал Серампурский колледж, перевёл Библию на бенгальский язык. Его деятельность продолжалась до самой смерти в 1834 году. В 1833 году в Индию прибыли Энтони Норрис Гроувс из общины Братьев Плимут. Он осуществлял миссионерство в дельте реки Годавари до своей смерти в 1852 году. Мормонские миссионеры, в том числе Хью Финдлей, прибыли в Бомбей и Пун в начале 1850-х годов, но их деятельность не увенчалась успехом. В районе Ахмеднагар, ныне штат Махараштра, большинство христиан составляют протестанты, а не католики, что отличает его от других регионов. Эти протестанты именуются также христиане-маратхи. Миссионеры начали проповедовать Евангелие в этих местах с начала XIX века. Процент христиан к прочему населению Ахмеднагара в настоящее время составляет всего 4 %.
В современной Индии большинство христиан, - католики, по данным на 1993 г., составляют около 17,3 млн чел., в том числе 408725 членов Сиро-маланкарской католической церкви и 3674115 прихожан Сиро-малабарской церкви. В январе 1993 г. Сиро-малабарская церковь, а в феврале 2005 г. Сиро-маланкарская церковь получили более высокий статус Верховных архиепископств от папы Иоанна Павла II. Сиро-малабарская церковь - вторая по величине среди 22 восточнокатолических церквей, признающих папу римского как «видимого главу всей церкви».
В Индии также присутствует много протестантских церквей. Самые крупные протестантские конфессии образуют пятидесятники и независимые харизматы (6,3 млн), Церковь Южной Индии (5,95 млн), баптисты (5 млн) и Церковь Северной Индии (2,4 млн).
Христианство в Индии (статистика)
Название церкви Число прихожан
Католики латинского обряда - 13 217 160
----------------------------------------
Сиро-малабарская католическая церковь - 3 674 115
--------------------------------------------------
Сиро-маланкарская католическая церковь - 408 725
---------------------------------------------------
Новая апостольская церковь - 1 448 209
----------------------------------------------
Церковь Северной Индии - 1 250 000
-----------------------------------------------
Маланкарская сирийская православная церковь (Малабар) 1 200 000
------------------------------------------------------
Маланкарская (индийская) православная сирийская церковь 1 200 000
------------------------------------------------------------
Ассамблеи Бога - 1 000 000
---------------------------------------------------------------
Церковь Мар-Фомы - 600 000
--------------------------------------------------------------
Методисты 648 000
------------------------------------------------------
Индийская пятидесятническая церковь Бога 600 000
--------------------------------------------------------
Индийские братья 1 000 000
-------------------------------------
Евангелическая церковь Апостола Фомы 30 000
----------------------------------------------
Пресвитерианская церковь Индии 823 456
---------------------------------------------
Братство «Новая жизнь» (пятидесятники) 620 000
-----------------------------------------------
Полноевангельская церковь «Мана» пятидесятники - 325 000
Евангелическая церковь - 250 000
Еще в XIX веке  в Индии существовали несколько крупных армянских общин. На сегодняшний день в Индии действуют следующие армянские храмы:
Армянский храм Святого Назарета в Калькутте;
Армянский храм Святой Девы Марии в Ченнаи;
Церковь святого Григория в Калькутте;
Церковь Святого Петра в Мумбаи (Бомбей);
Церковь Св. Иоанна в Чинсуре;
Церковь Св. Богородицы в Сайдабаде;
Церковь Девы Марии (Сайдабад);
Часовня Святой Троицы (церковь Тангра).
Характерной особенностью христианства в Индии является то, что здесь «де факто» существует кастовая система, не предусмотренная Библией. Традиционные индийские касты претерпели серьёзную трансформацию в местных христианских общинах: их стало намного меньше (ввиду малочисленности общин), однако результатом этого стала их жёсткость и непроницаемость. Во многих церквях Индии должности священников могут занимать лишь выходцы из высших каст. Римская католическая церковь неоднократно обращала внимание на эту аномалию, однако серьёзных попыток преодолеть кастовое разделение индийских христиан не предпринималось.
Исторически, со времён основания христианской общины между ними и индусами поддерживалось относительно мирное сосуществование. После прибытия европейских колонизаторов началась бурная миссионерская деятельность на юге и северо-востоке Индии.
Агрессивный прозелитизм со стороны христианских миссионеров в годы британского господства в XIX веке стал причиной негативной реакции со стороны мусульман и индусов, которые почувствовали угрозу своему традиционному укладу жизни. Прозелитизм стал одной из многих причин индийского восстания 1857 года.  В то же время христиане повлияли на мировоззрение многих индуистских реформаторов XIX века, в частности, таких, как Брахмо самадж. С другой стороны, индийские христиане, особенно не принадлежащие к ранним общинам, сохранили многие индуистские обычаи, например, индуистский праздник дивали.
В XX веке соперничество между индуистами и христианами вылилось в межпартийную борьбу и экстремизм с обеих сторон. Христианское миссионерство среди индуистов низших каст привело к возникновению «скрытых христиан», в особенности среди неприкасаемых.
23 января 1999 г. австралиец Грэхэм Стейнз, работавший у христианских миссионеров, был сожжён заживо вместе с двумя сыновьями, которые приехали провести каникулы в Индии с родителями. Его убийцей был активист индусской организации Вишва хинду паришад.
Правительство штата Трипура нашло свидетельства в пользу того, что Баптистская церковь Трипуры поддерживала  группу Фронт национального освобождения Трипуры, сепаратистскую группу, которая нападала и убивала индусов в данном регионе, что привело к прекращению индусских фестивалей. Террористические группы пользовались моральной поддержкой Американских баптистских церквей США - их представитель Джон Сандквист (John Sundquist) выступил с официальным обращением в их поддержку 26 февраля 1998 года.
Повстанцы Нагаленда представляют собой коалицию повстанческих групп, действующих в Нагаленде на северо-востоке Индии. «Христианство является существенным элементом идентичности народности нага», поскольку около 95 % из них являются христианами.
Согласно докладу, представленному в 2011 году «Catholic Secular Forum» (CSF), нападения на христиан со стороны экстремистских индуистских группировок  происходили почти во всех индийских штатах в связи с чем был зафиксирован 2141 случай насилия в отношении христиан. Почти половина актов насилия в 2011 году были совершены в юго-западном штате Карнатака, а также случаи дискриминации христиан особенно часто происходили в штатах Орисса, Гуджарат, Мадхья-Прадеш и Чхаттисгарх. Жертвами насилия становились, в основном, женщины и дети.
Источники
Ульциферов О.Г.
Индия. Лингвострановедение для бакалавриата : Учебник /
О.Г.Ульциферов . Моск. гос. ин-т межд. отношений (ун-т), каф.
индоиранских и африканских языков - М. : МГИМО(У) МИД России,
2010. - 484 c.
Surjit Mansingh  Historical dictionary of India. Second edition.Historical Dictionaries of Asia, Oceania,and the Middle East, No. 58. - The Scarecrow Press, Inc., Lanham, Toronto, Oxford, 2006.840 pp.
Материалы Википедии.

христианство, религия, социальные конфликты, Азия, межконфессиональные отношения, Индия

Previous post Next post
Up