Индия и иудаизм

Jul 19, 2022 18:21


- А евреи в Индии есть?
- В  Индии всё есть.
Считается, что иудаизм - наиболее древняя из неиндийских по происхождению
религий,распространенных в Индии. На стене синагоги в городе Кочин висит мраморная доска, где написано, что иудеи прибыли в Индию в 02 году нашей эры. В настоящее время в Индии живут представители четырех еврейских общин: Бене Израил, Кочини, Багхдади и Бне Менаше.
Община Бене Израил утверждает, что прибыла в Индию две тысячи лет назад во время правления царя Ирода (Херад). Представители этой общины до недавнего времени жили в деревнях на западе штата Махараштра. Такой же даты о своем появлении в Индии придерживаются кочинские евреи. Евреи общины Бне Менаше, живущие на востоке страны, появились в Индии много позже, прибыв туда из Китая и Мьянмы. В XVIII веке в Индию
перебрались евреи из арабских стран и Ирана, что было связано с гонениями на них. Их обычно называют «багдадскими евреями».
Как известно, иудаизм принадлежит к монотеистическим религиям. Он не только выступает против многобожия и суеверий, но не терпит существования наряду с единым и великим богом
никаких других богов и духов. Иудаизму присуща безоговорочная вера в могущество бога Яхве (Яхова).
Вся история и теория иудаизма нашли отражение в Ветхом завете (пурв видхан) Библии, где центральное место занимает идея богоизбранничества. Великий Яхве - бог для всех народов, но он из всех народов выделил только один - еврейский. Яхве благословил прародителя евреев Авраама, и с тех пор этот народ находится в центре внимания великого Яхве.
Вообще богоизбраннические мотивы сыграли заметную роль в истории и судьбах еврейского народа. Убежденная вера в свою исключительность и избранность сыграла важную роль в выработке той приспособляемости, которая помогала евреям находить наиболее приемлемые формы своего существования после исчезновения иудейского государства, когда евреи разбрелись по всему миру, образовав множество рассеянных диаспор. В диаспоре возникла идея религиозной организации, основанной на синагогальном принципе. Синагога становилась не только молитвенным домом, но и религиозно-общественным центром, где раввины и дру-
гие знатоки Торы (Муса самхита, "Пятикнижье Моисея»; окончательная редакция 444 г. до н.э.) толкуют священные тексты и молятся Яхве. Талмуд (талмад), составленный в III-IV вв. н.э., стал для евреев основным сводом религиозных предписаний, среди которых особенно выделялись ритуалы обрезания, омовения, постов, соблюдения обрядов и праздников.
Правоверный еврей должен был есть только кошерное мясо, не потреблять свинину. В дни пасхальных праздников полагалось есть мацу (пресные лепешки или коржи, сделанные без дрожжей и соли). Правоверный еврей должен проводить дни пасхальных праздников дома. Кроме пасхи (истер), отмечался праздник судного дня (иом-кипур), который считался днем смирения и покаяния, очищений и молений за грехи. Именно в этот день бог должен был определять судьбу каждого человека на будущий год. К пасхе и судному дню необходимо было готовиться, т.е. совершать посты, омовения и т.п. К числу священных дней евреев относится и суббота (сайбатх), когда не следует заниматься какой-либо работой, включая зажигание огня и приготовление пищи.
Община Бене Израил является самой большой еврейской общиной в Индии. Ранее представители этой общины жили на Конканском побережье Западной Индии. В XIX в. они стали перебираться в города Мумбаи (большая часть), Пуна, Ахмедабад, Карачи (сейчас в Пакистане). С 1950 г. началась их эмиграция в Израиль. В течение длительного времени эта община была изоли-
рована от остальных еврейских диаспор. Бене Израил является самоназванием общины. Представители общины утверждают, что их предки прибыли в Индию перед разрушением второго храма (I в. н.э.). Согласно легенде, предки плыли в Индию на корабле, который потерпел крушение у Конканского побережья. Спаслись только семь мужчин и семь женщин, которые сумели доплыть до деревни под названием Навгаон. Похоронив погибших, они обосновались в деревне и начали производить растительное масло, что стало впоследствии их основным занятием. Их потомки забыли иврит (хибру) и многие свои религиозные традиции,
сохранив лишь некоторые из них. Так, они соблюдали субботу как день отдыха, совершали обрезание (кхатана) мальчикам на положенный восьмой день. Они не ели рыбу, которая не
имела плавников и чешуи. Они соблюдали некоторые еврейские праздники, дав им индийские названия. Но они не знали новых праздников и обрядов, которые возникли на их исторической родине после разрушения второго храма.
Община Бене Израил росла и со временем превратилась в гильдию или индийскую касту маслоделов. Представители общины расселялись по всему побережью и давали себя имена по имени тех деревень, где проживали (Рохекар из деревни Роха, Пенкар из деревни Пен и т.п.).
В средние века, как гласит поверье общины, к ним прибыл еврейский купец Давид Рахаби, который познакомил нескольких избранных представителей общины с Талмудом и другими священными книгами. Так началось возрождение иудаизма в этой общине. Позднее в XVIII в. кочинские и другие индийские евреи начали общаться на религиозной основе с общиной Бене Израил. Община установила контакты с евреями из Ирака и Йемена, чему
способствовала служба представителей общины в англо-индийских войсках, расквартированных в Йемене. Позднее в Индию прибыли йеменские канторы (аграгаяк), в результате чего община приняла йеменский вариант произнесения молитв.
В настоящее время община разделилась на две части: «белую» (гора) и цветную (кала). К «белой» относятся те, у кого оба родителя являются евреями. А в цветную, меньшую часть, входят дети от смешанных браков еврев с местными женщинами. «Белые» хотя и молятся вместе с цветными, тем не менее, не считают их полноправными евреями и не смешиваются с
ними брачными узами.
Первая синагога (синегаг) общины была построена в 1796 г. Самуэлем Дивекаром вместе с другими представителями общины, которые служили в британской армии в Индии, по случаю их спасения из плена мусульманского правителя Майсора Типу Султана, который пощадил их только потому, что они называли себя бенеизраилитами, а не евреями. Однако постепенно в
XX веке она стали называть себя также и евреями.
Представители общины с самого начала стали служить в британской туземной армии и сражались на стороне англичан во многих войнах в Индии и за ее пределами. Сейчас представители общины овладели современными профессиями строительных
подрядчиков, врачей, юристов, правительственных чиновников. В 1950 г. численность общины составляла 30 тыс. человек. Сейчас ориентировочно осталось менее пяти тысяч, большинство из которых живет в Тхане, пригороде г. Мумбаи.
Община кочинских евреев является второй по величине. Они также претендуют на появление в Индии в начале I в. н.э. По преданию, они высадились впервые на индийскую землю немного
севернее города Кочин (штат Керала) в месте, которое теперь называется Кудунгаллур. Можно предположить, что появление в Индии кочинских евреев не было одноразовым актом, а
представляло собой несколько волн эмиграции, начавшейся задолго до I в. н.э. Сами кочинские евреи придерживаются нескольких версий. По одной из них, они прибыли в Индию во время правления царя Соломона (965-928 гг. до н.э.), который имел
торговые связи с одним из государств Южной Индии того времени. По другой версии, кочинские евреи принадлежат к «потерянным племенам». По третьей версии, кочинские евреи появились в Индии после разрушения иудейского царства Навуходоносором II (605-562 гг. до н.э.), который увел в плен большинство жителей Иудеи.
Впоследствии к кочинским евреям присоединились испанские евреи, которые, однако, жили отдельно от них, считая кочинских евреев местными прозелитами (навдикшит).
Колония евреев в Кудунгаллуре была широко известна и постоянно пополнялась за счет еврейских купцов, прибывавших в Индию для ведения торговли. В итоге колония стала весьма влиятельным образованием на юге Индии, приносящим весьма заметный доход в местную казну. В знак признания заслуг общины местный правитель Шри Паркаран Ирави Ванмар подарил главе еврейской общины Иосифу Раббану небольшой участок земли, провозгласив его правителем. По преданию, правители этого «государства» имели все права и привилегии местных царей. Среди исследователей нет единого мнения о времени этого события. По версии кочинских евреев, эти права, выгравированные на медной дощечке, были даны общине в 379 г. н.э.
Нет также ясности и о том, какие именно евреи получили эти права, поскольку к тому времени кочинские евреи разделялись на три группы. Самая большая называлась «мейюхассим»
(«привилегированные» в переводе с иврита), или «малабарскими евреями». Считалась, что именно эти евреи прибыли в Индию во время правления царя Соломона. Вторая группа называлась «пардеси» ( «чужестранцы» в переводе с языка хинди). К ней относились евреи, прибывшие в Индию из различных стран, таких, как Египет, Ирак, Сирия, Иран, Испания и Германия. Обе группы занимались торговлей и имели рабов, которых обращали в иудаизм. Эти евреи назывались «мешухарарим» («освобожденные» в переводе с иврита). Кроме этого, «привилегированных» евреев иногда называли «цветными», а «чужестранных» - «белыми». «Белые» евреи не считали «цветных» чистыми, называя их местными прозелитами. Обе группы претендовали на то, что правитель происходил именно из их среды.
«Еврейское государство» просуществовало в Керале до XVI в. В 1524 г. оно подверглось нападению мавританских арабов, недовольных монопольной торговлей евреев. «Еврейское государство» не имело армии, и поэтому его «подданные» покинули свою территорию и попросили убежище у правителя Кочина. Тот разрешил им поселиться у себя. Так возникла Кочинская община евреев. В Кочине место, где и сейчас живут евреи, называется «еврейским городком».
Кочинские евреи соблюдают все предписания религии, особенно еврейскую пасху. Они пользуются заметным влиянием в городе. В 40-е годы XX в. их колония насчитывала 3 тыс. человек, из которых примерно 200 человек принадлежали к «белым» евреям.
Багдадские евреи прибыли в Индию в конце XVIII в. Большинство из них приехало из Багдада, хотя кое-кто приехал из Сирии, Ирана, Йемена и других районов Ирака. Иногда этих евреев называют иракскими евреями. В Индии их обычно называют «яхуди».
Эти евреи приехали в Индию по двум причинам: из-за гонений и в поисках прибыльной торговли. Многие из них были весьма состоятельными людьми. Они расселились по многим городам Индии, в которых существовала высокая степень деловой активности. Сначала это был город Сурат (шт. Гуджарат), затем они перебрались в гг. Мумбаи и Колката, откуда кое-кто добрался и до Рангуна в Бирме.
Большинство багдадских евреев содержат магазины тканей. Но среди них есть и крупные бизнесмены, занимающие видное место в индийской экономике. Им принадлежат текстильные
фабрики, разбросанные по всей стране. Особенно известен клан Сассонов, который, помимо основной деятельности, занимается благотворительностью, строя больницы, школы, библиотеки и т.п.
Однако багдадские евреи сторонились представителей других еврейских общин. Богатые багдадские евреи строили школы и синагоги, кладбища и больницы, предназначенные только для багдадских евреев. Багдадские евреи, родным языком которых был арабский, в Индии предпочитали говорить на английском языке. Они усвоили и некоторые английские обычаи и привычки, что особенно касается одежды. Кто-то из них начал приобщаться к английской культуре. С конца XIX в. богатые багдадские евреи стали эмигрировать в Англию. Оставшиеся евреи начали приобщаться к местной культуре. В 40-е годы XX в. их численность до-
ходила до 7 тыс. человек. Утверждают, что сейчас в Индии осталось лишь несколько семейств багдадских евреев.
И,наконец, на востоке Индии в штатах Манипур и Мизорам живет небольшая община так называемых «манипурских» евреев, которые также причисляют себя к одному из «потерянных племен» (племя «менаше»). Они имеют монголоидную внешность, но утверждают, что их дальние предки были взяты в плен ассирийцами, вырвавшись из которого, они прибыли в Китай. Затем они перебрались в район китайско-мьянманской границы и оттуда попали в Индию. Как известно, большинство жителей Манипура и Мизорама являются христианами. Местные евреи, однако, утверждают, что все они принадлежат к племени «менаше», которых в XIX в.
христианские миссионеры насильно обратили в христианство.
В 1951 г. местный лидер общины Тчалах поведал ей, что бог сказал ему вернуться вместе с общиной в лоно иудейской церкви и уехать в Израиль. Некоторые представители общины стали изучать иврит и пригласили раввинов из Израиля наставить их на путь истинный. Прежде чем отправиться в Израиль, они проходят сложное и строгое посвящение в иудаизм.

Источник
-----------
Ульциферов О.Г.
Индия. Лингвострановедение для бакалавриата : Учебник /
О.Г.Ульциферов . Моск. гос. ин-т межд. отношений (ун-т), каф.
индоиранских и африканских языков - М. : МГИМО(У) МИД России,
2010. - 484 c.

иудаизм и еврейская культура, Азия, народы мира, евреи, Индия

Previous post Next post
Up